Банки требуют от «Стройгазконсалтинга» около 13 млрд рублей

Подрядчик обещает договориться, но его банкротство может стать угрозой для строительства ЦКАД
С.Портер/ Ведомости

Банк Москвы и Альфа-банк подали иски в Арбитражный суд Москвы к «Стройгазконсалтингу» (СГК) суммарно на 8 млрд руб., указано в материалах на сайте суда. Оба иска поданы 3 марта, к производству пока не приняты. Банк Москвы пытается взыскать с СГК и «Стройгазконсалтинг-Севера» 5,7 млрд руб. Альфа-банк с них же, а также с «СГК-Трансстройямала» требует 2,3 млрд руб.

Это уже пятый иск от Альфа-банка к СГК, его суммарные требования – 5,7 млрд руб. В конце февраля иск к компании на 510 млн руб. подал Московский кредитный банк и ФК «Открытие» – на 1 млрд руб. Таким образом, банки требуют с СГК уже около 13 млрд руб. Представители Альфа-банка, Банка Москвы и Московского кредитного банка отказались от комментариев, связаться с представителем ФК «Открытие» не удалось. Источник в Альфа-банке говорит, что банк не готов идти на мировое соглашение, пока СГК не предоставит дополнительный залог. Обслуживать долг компания прекратила в конце прошлого года, сумму долга перед банком собеседник не называет.

Все финансовые претензии будут урегулированы в ближайшее время в порядке, предусмотренном законодательством, заверил представитель СГК. По словам источника в компании, СГК с некоторыми банками планирует заключить мировое соглашение, перед другими погасить задолженность – процедура урегулирования долгов может занять несколько месяцев. Сумму задолженности СГК собеседник не называет. Финансовые результаты подрядчик не раскрывает.

СГК – некогда один из крупнейших подрядчиков «Газпрома» – с конца 2013 г. крупных заказов от монополиста не получал. В 2014 г. контроль над СГК перешел к структурам Руслана Байсарова.

Финансовые проблемы СГК могут стать угрозой для строительства первой очереди ЦКАД – СГК выиграл конкурс весной 2014 г., предложив наиболее низкую цену (48,9 млрд руб.) и рекордно низкую доходность. По соглашению с «Автодором» СГК берет на себя обязательство обеспечить, что во время действия контракта не произойдет «существенное негативное изменение финансового состояния». Но на практике эта ковенанта не применяется, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Но если компания обанкротится или суд просто примет к рассмотрению дело о признании СГК банкротом и компания не сможет оспорить возбуждение дела, то «Автодор» вправе расторгнуть соглашение в одностороннем порядке, указывает Иванова. В этом случае у «Автодора» по положению госкомпании о закупках есть возможность без конкурса назначить исполнителем по контракту другого участника. В случае с первой секцией это была ИФСК АРКС (25% у «Стройтрансгаза» Геннадия Тимченко). В конкурсе также участвовала структура Crocus Group, но ее заявка была признана не соответствующей требованиям. У ФАС могут возникнуть претензии к назначению компании без конкурса, считает Иванова: так что есть вероятность, что «Автодор» проведет новый конкурс. Расторжение соглашения – локальная катастрофа для проекта, резюмирует она.

«Автодор» продолжает работу с СГК, заверил представитель госкомпании. СГК вместе с субподрядчиками оптимизирует технические решения по проекту, добавил он. Возможность банкротства подрядчика или концессионера учитывается всегда, даже в спокойной экономической ситуации, говорит человек, близкий к Минтрансу. Но применительно к ЦКАД и СГК никаких предметных обсуждений еще не проходило, знает он.