Из-за конкуренции и кризиса московские кинотеатры делают скидки пенсионерам и студентам

Департамент культуры Москвы и «Синема парк» договорились о совместной программе
Из-за сильной конкуренции и кризиса кинотеатрам все сложнее заполнять залы/ А. Махонин/ Ведомости

Департамент культуры города Москвы и сеть кинотеатров «Синема парк» договорились о специальной программе привлечения малообеспеченных зрителей в кинотеатры, рассказал «Ведомостям» теперь уже бывший руководитель этого департамента Сергей Капков (вчера подал в отставку). Заместитель гендиректора «Синема парка» Ольга Чирихина это подтвердила.

«Синема парк» – крупнейшая сеть кинотеатров в России. Она управляет 30 кинотеатрами с 280 залами (данные «Невафильм Research» на 1 февраля этого года). Выручка «Синема парка» в 2013 г. – 8,5 млрд руб. (продажа билетов, еды и напитков, показ рекламы перед сеансами), на 12% больше, чем в 2012 г., рассказывал «Ведомостям» бывший топ-менеджер «Профмедиа» (этот холдинг прежде управлял сетью). Данных за прошлый год нет. В ноябре прошлого года «Интеррос» продал эту сеть Саиду Керимову, сыну известного бизнесмена Сулеймана Керимова.

В прошлом году российские кинотеатры впервые за долгие годы практически не увидели новых зрителей, следует из статистики Movie Research и «Бюллетеня кинопрокатчика». Во время прошлого финансового кризиса россияне на кино так не экономили. По данным «Бюллетеня», в 2008 г. число проданных билетов увеличилось сразу на 20,4%. Общая касса при этом в 2014 г. выросла: по данным Movie Research – на 4,4% до 46,2 млрд руб., по оценке «Бюллетеня» – на 4,6% до 46,3 млрд руб. (все данные по России и СНГ без учета Украины). При отсутствии роста посещаемости общий рост кассы произошел за счет цены билета, которая увеличилась за год с 232 до 242,7 руб. Именно рост цены билета – главная причина того, что люди меньше ходят в кино, говорили «Ведомостям» аналитики.

Минимальный рост

0,8% составил рост числа проданных билетов в кино в России и СНГ (за исключением Украины) в январе этого года, подсчитала Movie Research. Всего было продано 26,5 млн билетов. Данных за февраль нет

Чирихина объясняет, что сейчас очень важно привлечь на фильмы зрителей, которые обычно редко ходят в кинотеатры: «Кроме того, во время кризиса кино остается для людей одним из немногих доступных развлечений. Необходимо сделать его доступным самому большому числу людей».

Столичным кинотеатрам необходимо больше работать над заполняемостью утренних и дневных сеансов, рассуждал в интервью «Ведомостям» Капков, а для города это возможность разнообразить культурную жизнь тех же пенсионеров: «Если сделать хорошие условия, пенсионеры оторвутся от сериалов по телевизору, сами пойдут в кино, а если фильм понравится, то и знакомым расскажут. В итоге касса фильмов вырастет». Эту программу Капков, по собственным словам, обсуждал лично с Сулейманом Керимовым. Предварительно они договорились, что «Синема парк» начнет такой эксперимент в Москве, в частности, сеть будет продавать билеты со скидкой владельцам социальной карты москвича.

Чирихина уточнила, что «Синема парк» разработал большую социальную программу со специальными скидками и условиями для пенсионеров, студентов, малообеспеченных семей и т. д. К примеру, владельцы социальной карты москвича смогут получить скидку в 10% на билеты в кинотеатрах «Синема парка», а пенсионеры – ходить в кино на отдельные дневные сеансы примерно за 100 руб., рассказала Чирихина. Департамент культуры, по ее словам, пообещал в свою очередь оказать информационную поддержку этой программе, говорит она: «Мы в любом случае начнем эту программу, но, конечно, хотелось бы рассчитывать, что и новый руководитель департамента ее поддержит». Льготная программа стартует в «Синема парке» в начале апреля.

Никита Щеголь, гендиректор сети «Формула кино», говорит, что заполняемость столичных кинотеатров начала снижаться задолго до кризиса из-за высокой конкуренции на московском рынке: «В последние годы рост числа залов в Москве явно опережал рост продаж билетов. Поэтому кинотеатры стали самыми разными способами бороться за зрителей: делать скидки, проводить специальные акции и т. д.». У самой «Формулы кино» социальная программа для москвичей действует как минимум год, говорит Щеголь, она включает скидки пенсионерам, детям, студентам и т. д. А прошлой осенью сеть запустила программу «КиноSale», где продает билеты по специальным ценам на фильмы, которые давно идут в прокате: «Мы видим, что есть люди, готовые идти в кино только по специальной цене, например по 99 руб.».