Региональным парламентам указано на необходимость согласовывать инициативу в Совете законодателей

Это разгрузит Госдуму и увеличит шансы на прохождение проектов
Региональные собрания имеют минимальный процент эффективности среди всех субъектов законодательной инициативы и причина этого проста – в Думе в них никто не заинтересован/ Д.Абрамов/ Ведомости

С предложением согласовывать региональные законопроекты с Советом законодателей (см. врез) на вчерашнем заседании президиума совета выступил председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин. Заседание с участием председателей Совета Федерации и Госдумы Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина было приурочено к годовщине крымского референдума. «В материалах совета имеется справка, что его роль повышается. 227 законопроектов поступило, 16 рекомендовано к принятию, предложено доработать 75», – пояснил Плигин. Чтобы увеличить роль совета, он предложил внесенные регионами законопроекты «подготавливать с учетом мнения совета» и предварительно обсуждать их на комиссиях Совета законодателей. Совет и так проделывает эту работу, но не все регионы направляют ему свои инициативы, подчеркивает думский собеседник.

Совет для депутатов

Совет законодателей был образован в 2012 г. как консультативный орган парламентариев всех уровней. Его главная задача – согласование законодательных мер в сфере разграничения полномочий между центром и регионами.

В положении о совете написано, что его комиссии по предложениям региональных парламентов проводят предварительное рассмотрение проектов законодательных инициатив и «анализ концептуальных положений» проектов федеральных законов, подготавливаемых к внесению в Госдуму. Согласно информационной справке на сайте совета, в 2014 г. заксобрания субъектов внесли в Думу 31 законопроект, проходивший предварительную экспертную оценку в совете, из них 21 проект находится на рассмотрении, два возвращены авторам, пять отклонены Госдумой и один принят в целом.

Совет – это фильтр, который помогает субъектам повысить проходимость инициатив, говорит думский собеседник: субъекты вносят много законопроектов, которые не всегда подходят для федерального уровня. Был целый поток инициатив из Крыма, которые не получали поддержки в центре, напоминает руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. В Крыму были другие подходы к законодательству, у них была автономия и их законопроекты на Украине имели приоритет, но в итоге период непонимания продлился недолго и им объяснили, как нужно работать, поясняет депутат: «Но решение больше пропускать инициативы субъектов через совет скорее принято из-за традиционных регионов: в комитете Плигина огромное количество инициатив, и мы выглядим церберами, которые все запрещают. Решение разгрузит работу комитета». С другой стороны, это ограничивает право субъектов на законодательную инициативу, что тоже неправильно, так как процент принятых региональных проектов и так очень мал, говорит Соловьев. Председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов, напротив, считает, что это решение поможет повысить эффективность: «Мы еще ничего не вносили через совет, но обязательно будем. Проблема низкой проходимости региональных законопроектов существует, но так получается из-за их низкого качества».

Региональные собрания имеют минимальный процент эффективности среди всех субъектов законодательной инициативы и причина этого проста – в Думе в них никто не заинтересован, говорит доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман: «С тех пор как из парламента исчезли одномандатники, связь между депутатами и регионами оказалась разорвана». И теперь федеральному парламенту приходится изобретать механизмы, «позволяющие завуалировать тот факт, что к регионам в Думе никто особенно не прислушивается», резюмирует эксперт.