Депутаты забросили сети

Депутаты против того, чтобы слишком щедро награждать ритейлеров за маркетинговые акции/ А. Гордеев/ Ведомости

Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон «О торговле», разработанные группой сенаторов и депутатов во главе с председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. «За» проголосовали 442 депутата, воздержавшихся и выступивших против не было.

Поправки означают радикальные перемены для рынка: в частности, их авторы предлагают запретить включать в договор поставки продуктов питания услуги продвижения товара, исполнять такие договоры, а также заключать «договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров». Кроме того, депутаты предлагают сократить допустимую отсрочку платежей сетей поставщикам с 10 до пяти дней за скоропортящиеся товары, с 30 до 20 дней – за товары, хранящиеся до одного месяца, и с 45 до 35 дней – за продукты с более длинными сроками хранения.

Но самое существенное для торговых сетей – это урезание разрешенного размера выплат поставщика торговой сети с сегодняшних 10% (ретробонус) до 3% (все суммарные выплаты).

3% могут сохраниться как «резерв для поощрения» ритейлера за хорошие продажи, сказала Яровая, выступая перед коллегами во вторник. Но «совершенно недопустимо» согласиться с 10%, «когда в любой аудитории говорят о высоком налоговом бремени (а в данном случае высокое налоговое бремя в пользу сети)», заявила Яровая.

«Камаз» и пешеход

Необходимость внесения поправок в закон «О торговле» Яровая объясняет разной экономической силой розничных сетей и поставщиков. Торговая сеть, по ее словам, «крупный, сильный субъект, который может диктовать условия», производитель же всегда в зависимом положении. «Это как в правилах дорожного движения: есть «Камаз», есть пешеход, – привела она аналогию. – Наша задача – сделать так, чтобы наши отечественные производители не были пешеходами, которых могут переехать <...> а были равноправными партнерами».

В апреле эти поправки обсуждались на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Тогда ритейлеры надеялись, что поправки Яровой не пройдут, а в основу поправок ляжет другой законопроект, разработанный Федеральной антимонопольной службой более 1,5 года назад и не вторгавшийся в отношения торговых сетей с поставщиками. Но после того как профильный комитет Думы на прошлой неделе рекомендовал принять проект Яровой, у отрасли уже не оставалось сомнений, что депутаты последуют этой рекомендации, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. Сложившуюся ситуацию и предложения ко второму чтению крупнейшие ритейлеры обсудят сегодня на заседании президиума АКОРТ, добавляет он.

Представители крупной розницы уже приводили аргументы против поправок Яровой. Они запретят акции, стимулирующие продажи, а это «снизит заинтересованность (сетей) в увеличении закупок и негативно отразится на производстве и доходах производителей», говорил в январе 2015 г. президент «Дикси» (ритейлер № 4 по выручке в России) и АКОРТ Илья Якубсон. Значительное понижение бонусов «спровоцирует увеличение наценки по всем товарам и неблагоприятно отразится на потребителе», предупреждал он.

Ко второму чтению поправок в закон «О торговле» Руспродсоюз совместно с другими участниками рынка и в соответствии с поручением председателя правительства России предложит добавить в закон некоторые нормы Кодекса добросовестных практик и комиссии по применению этого кодекса, говорит представитель Руспродсоюза Дмитрий Востриков. По его словам, поставщики будут предлагать ограничить штрафы за недопоставку порогом в 15%, ускорить согласование новых цен, уточнить порядок оплаты за товар и обмена документами, которые остаются у поставщика и сети по завершении поставки, и др.

Искусственное снижение маржи ритейлеров с помощью госрегулирования – нерыночный метод, заявил вчера журналистам председатель совета директоров производителя вин «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. Уменьшение размеров разрешенных ретробонусов приведет к тому, что торговые сети начнут завышать стоимость товара, с оборота которого взимается бонус, что в итоге повысит цены для покупателей, объясняет он. Еще одним следствием принятия поправок в их нынешнем виде может стать временное торможение развития розничных сетей, опасается Титов.

В ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ УЧАСТВОВАЛА МАРИЯ КУНЛЕ