РФПИ может получить первую концессию в порядке частной инициативы

Фонд хочет построить четыре путепровода в Московской области
Инвесторы для строительства переездов найдутся/ Е. Разумный/ Ведомости

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в консорциуме с итальянской компанией Impresa Pizzarotti & C. S.p.A. построит четыре платных путепровода над железнодорожными переездами в Московской области, рассказал «Ведомостям» гендиректор фонда Кирилл Дмитриев, соглашение будет подписано на Петербургском экономическом форуме. Представитель Pizzarotti на запрос «Ведомостей» не ответил.

Инвестиции в четыре путепровода составят 3 млрд руб., партнеры вложат средства в равных долях, говорит человек, близкий к одной из сторон соглашения. Если дело пойдет успешно, предполагается построить до 20 подобных путепроводов, сообщает РФПИ.

РФПИ действительно намерен поучаствовать в строительстве путепроводов в консорциуме с итальянской компанией, подтвердил заместитель председателя правительства Московской области Денис Буцаев. По его словам, соглашение планируется заключить в порядке частной инициативы.

Это первый проект в таком формате, норма о частной инициативе была введена в закон о концессиях только в мае. Она позволяет инвестору обратиться к федеральным, региональным или муниципальным властям с предложением заключить концессионное соглашение и не дожидаться, пока государство выставит объект на конкурс. Инвестор сам выбирает интересующий его объект, готовит документацию и проект концессионного соглашения. Если государство поддержит идею, а других претендентов на проект не найдется, соглашение будет без конкурса заключено с инициатором.

Механизм частной инициативы заинтересовал рынок, но вызывает много вопросов. У строителей, например, отсутствуют гарантии того, что тот, кто подготовил предложение, и получит контракт – он может достаться другому участнику, а компенсации расходов на подготовку соглашения в случае проигрыша закон не предусматривает, говорил «Ведомостям» сотрудник крупной строительной компании. По закону после подписания соглашения, заказчик должен в течение 45 дней провести сбор заявок на проект на сайте torgi.gov.ru, и если появится интерес у других участников, то концессия будет разыграна на конкурсе.

Представитель областного мининвеста не исключает, что на строительство переездов будут и другие претенденты. Человек, близкий к одной из сторон соглашения, говорит, что консорциум готов участвовать в конкурсе.

Сложно переехать

Проблемные переезды – в Вострякове городского округа Домодедово, в городском поселении Правдинский Пушкинского района, в городе Кубинке Одинцовского района, у платформы Черное в Балашихе. Трафик на них составляет до 20 000 автомобилей в сутки, а пробки в часы пик на переездах достигают 1–2 км, говорит зампред областного правительства Петр Иванов.

Проект строительства путепроводов в Московской области уже достаточно долго обсуждается, интерес к таким проектам со стороны инвесторов есть, но на рынке нет дешевых денег для их реализации, сказал партнер Ernst & Young Александр Ерофеев. О планах привлечь 7–10 млрд руб. частных инвестиций в строительство платных путепроводов на основе ГЧП говорил в марте на заседании координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области заместитель председателя областного правительства Петр Иванов. По его словам, до 2018 г. регион намерен построить до 12 путепроводов со сроками концессий от 12 до 24 лет, четыре пилотных проекта уже отобраны (см. врез), соглашения будут заключены до конца года.

Было несколько вариантов реализации проекта, но предложение РФПИ наиболее проработанное, говорит Буцаев. Область со своей стороны предоставит земельные участки и установит регламент оплаты, концессионер построит путепроводы и обеспечит их работу, после окончания срока концессии объекты перейдут в собственность региона, объясняет он. Оператор будет выбран на конкурсной основе, знает Дмитриев.

По словам Буцаева, это будет концессия с прямым сбором платы, т. е. концессионер будет получать все средства от проезда, минимального гарантированного областью дохода инвестора не будет. Концессия будет действовать до 15 лет, строительство путепроводов займет два года, отметил Буцаев.

3 млрд руб. за четыре развязки не очень высокая цена, особенно с учетом пункта взимания платы, говорит партнер PwC Дмитрий Ковалев: инвесторы для таких проектов могут найтись, трафик в Московской области есть, вопрос – в оптимальном тарифе.