Долгострой у Москвы-реки

В 72% заявленных к открытию в 2016 г. торговых объектов основной точкой притяжения станет развлекательная зона, по данным Welhome. В «Ривьере» под развлечения отвели 22% площадей/ М. Стулов/ Ведомости

За десятилетие, прошедшее с начала проекта, его владельцы и технические параметры несколько раз менялись, а открытие неоднократно переносилось. Стройка началась в 2006 г., в 2008 г. была заморожена. От застройщика «СМУ ПГС-8» недостроенный торговый центр попал в залоговый портфель Банка Москвы. Перед тем как приобрести объект, который даже не был законсервирован, «Хорус» провел несколько обследований. Заключение специалистов было следующим: железобетон удержал необходимую прочность. Однако, купив объект, девелопер принял решение демонтировать часть третьего этажа: потолок подняли, что позволило создать атриум высотой 15 м. Всего было разобрано и заменено примерно 17 500 куб. м конструкций.

Архитектурное бюро 5+design разработало новую концепцию фасадов и внутренних планировок. Фасады – гордость «Ривьеры». Их форма и освещение спроектированы таким образом, что издалека кажется, как будто по стенам пробегает речная волна. Кроме обычных в торгцентре есть и медиафасады: они сейчас популярны в новых ТРЦ, так как служат одновременно и элементом отделки, и рекламным носителем. Общая площадь экранов – 1200 кв. м, в центральном атриуме установлен самый большой – высотой 15 м.

Новый девелопер

Сделка по продаже актива группе компаний «Хорус» была подписана в начале 2014 г., договор генподряда заключили в августе. Но из-за резкого подорожания доллара в середине года его условия были пересмотрены. Переговоры шли до ноября 2014 г. В итоге, говорит Елена Колышкина, гендиректор «Ривьеры», при оплате генподрядчику «доллар был зафиксирован по летнему курсу, в валюте номинировали только импортные комплектующие вроде лифтов и фасадов». Общую сумму затрат на стройку компания оценила примерно в $250 млн.

Построенное здание имеет три наземных и три подземных этажа. Последние почти целиком отданы под паркинг на 2860 машин. Девелопер предложит автолюбителям специальное мобильное приложение для смартфонов «Найди мою машину»: оно облегчит навигацию по подземным пространствам.

Почти на 100 000 кв. м арендопригодной площади торгового центра могут разместиться более 260 магазинов. Просторные галереи с естественным освещением, пять атриумов, одна из самых больших в Москве ресторанных зон с видом на реку, летние террасы для ресторанов на крыше создадут по замыслу проектировщиков максимальный комфорт для посетителей.

Новые арендаторы

Московским брокерам этот объект был знаком как «Ривер молл». Одной стороной он выходит на Симоновскую набережную, другой – на ул. Автозаводскую. «Брокеры полностью сдавали его арендаторам как минимум два раза», – вспоминает Татьяна Мальянова, руководитель отдела аренды торговых центров JLL.

Предлагать его ритейлерам на новых условиях новая команда торгового центра, который получил название «Ривьера», начала год назад, в марте 2015 г. По словам Ольги Стариченко, коммерческого директора «Ривьеры», с того момента были подписаны договоры на 75% из 96 000 кв. м арендопригодных площадей. Общая площадь комплекса – около 300 000 кв. м. Среди арендаторов отметились «Ашан сити», «М.видео», девятизальный кинотеатр «Синема парк», детские развлекательные комплексы «Кидбург», «Сказкин дом», а также «Детский мир», «Панда парк», одежные ритейлеры LC Waikiki, Reserved, Koton и др. Почти треть ТРЦ отдана под развлечения.

Где стоит строить торговые центры

В 2016 г. в России построят минимальный объем торговых центров за последние 10 лет, прогнозируют аналитики CBRE. Но качественные магазины продолжат появляться в городах с населением менее 1 млн человек. По данным CBRE, в 2015 г. в стране было введено 1,9 млн кв. м торговых площадей. Это на 13% меньше, чем в 2014-м, но почти на 30% больше, чем будет сдано в нынешнем году: около 1,3 млн вместо заявленных 2 млн (прогноз). «Неопределенность спроса со стороны ритейлеров, дорогое и малодоступное финансирование», – называет основные причины снижения девелоперской активности Михаил Рогожин, управляющий директор отдела торговых помещений компании. В то же время интерес международных сетей к российскому региональному рынку, как менее конкурентному, сохраняется. Из 53 брендов, вышедших на рынок страны в прошлом году, 13 открыли магазины не только в миллионниках, но также в Барнауле, Саранске и Твери, подсчитали в CBRE. По данным Cushman & Wakefield, на стадии строительства в городах-миллионниках сосредоточено 32% строящихся в России торгцентров, в прочих городах – 45%, в основном проекты начаты до кризиса 2014 г. Миллионники интересны в первую очередь благодаря сравнительно высокой покупательной способности жителей. К перспективным для торговцев аналитики относят Владивосток, Хабаровск, Набережные Челны, Киров и Читу.
Среди городов с населением от 0,5–1 млн человек в PM-департаменте Colliers International выделяют города на Средней Волге: те же Набережные Челны (180 кв. м на 1000 жителей), а также Тольятти (обеспеченность торговыми площадями 300 кв. м на 1000 жителей) и Саратов (270 кв. м на 1000 человек). По мнению аналитиков компании, здесь потребность в ТЦ сочетается с покупательной способностью населения – горожане могут тратить 10–20 млрд руб. в месяц. Неплохой потенциал у Липецка (200 кв. м), Ижевска (150 кв. м), Астрахани (310 кв. м) и Ярославля (550 кв. м на 1000 человек) – индекс емкости этих рынков оценивается в 10 млрд руб. в месяц. «Важен уровень доходов населения, – комментирует региональный директор департамента Маргарита Аристархова. – Ярославль, Сочи, Рязань в достаточной степени освоены крупными девелоперами. В ближайшее время в них не ожидается существенного прироста торговых площадей, но потенциально они интересны для точечного развития объектов и прихода новых крупных якорных арендаторов из Москвы и Санкт-Петербурга». По мнению Аристарховой, большинство городов с населением 500 000–800 000 человек испытывают потребность в качественных торговых площадях.
Пока, по данным Cushman & Wakefield, в 14 миллионниках (исключая Москву, это 20,4 млн человек) сконцентрировано 38% (7 млн кв. м) торговых площадей, примерно столько же приходится на жителей остальной России (111 млн человек) и почти четверть всех ТЦ – 4,6 млн кв. м – находится в Москве.

Пятнадцатого апреля 2016 г. (уже после сдачи номера в типографию) у «Ривьеры» должно произойти официальное открытие (брокеры называют его техническим или якорным): для посетителей заработают «Ашан», развлекательная зона и часть арендаторов ресторанного дворика. В супермаркете, занявшем на первом этаже 10 700 кв. м, часть площадей отдана под товары для сада, а к осени должны появиться товары для кухни, включая мебель. Непосредственно над «Ашаном» занял 10 200 кв. м мебельный центр «МOD-мебель». Идея девелопера была – насквозь, от этажа к этажу – продолжить тему товаров для дома и семьи. ТРЦ позиционируется как life-style комплекс и рассчитывает в первую очередь на местных жителей, а также на студентов находящихся неподалеку вузов. Впрочем, по выражению одного из сотрудников, «мы будем рады любому посетителю, с любым карманом».

Потенциальная зона охвата, считая с будущими жителями еще не построенных «Зиларта» и жилого комплекса у стадиона «Торпедо», а также автомобилистами, которые решат свернуть сюда с Третьего транспортного кольца, составит примерно 2,5–3 млн человек.

В нынешней экономической ситуации консультанты рекомендуют собственникам не дожидаться, пока объект заполнится, а начинать работу с работающими продуктовыми супермаркетами и фудкортом, объясняет Мальянова. Таким образом формируется поток лояльных к торговому центру покупателей. Представители «Ривьеры» рассчитывают, что к осени его проходимость достигнет 50 000 человек в день. Но на первые месяцы работы брокеры не обещают торговому центру больше 5000 человек.

Так называемое fashion-открытие запланировано на конец лета. К этому времени, как надеются представители собственника, вовсю заработает торговая галерея.

Новая застройка

Сейчас ТРЦ окружен практически со всех сторон не слишком презентабельными строениями: складом химреагентов на набережной, автомойкой и прочими объектами, присущими старым московским промзонам. Но здесь все изменится, обещают представители «Ривьеры». Их поддерживают и в Москомархитектуре. Как сообщила пресс-служба ведомства, застройка вдоль Симоновской набережной, оставшаяся с зиловских времен, будет снесена. Сейчас с законными правообладателями строений обсуждаются варианты обустройства участков у «Ривьеры». Некоторые участки будут изъяты для прокладки улиц и благоустройства, на оставшихся собственникам будет предложено построить современные здания: например, гостиницу с офисными и выставочными помещениями, административно-деловой комплекс с фитнес-центром, МФК с автотехцентром.

Территория складов химреагентов будет рекультивирована и благоустроена. Вдоль реки появится новая улица с пешеходным и велосипедным движением. Часть прилегающих к Симоновской набережной территорий будет озеленена: между новой улицей и ТРЦ появятся места отдыха, занятий спортом, скверы. Западнее ТРЦ также появится новая улица – она сыграет роль связки между ТТК и Симоновской набережной. Для транспортного обслуживания «Ривьеры» строятся проезды вдоль северного и восточного фасадов.