X5 Retail примагнитилась

X5 Retail Group сократила отставание от «Магнита», в том числе благодаря обновлению «Пятерочек»/ М. Стулов/ Ведомости

X5 Retail Group, управляющая сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», сократила отставание по выручке от основного конкурента – сети «Магнит» Сергея Галицкого до двухлетнего минимума. Свидетельством тому результаты обеих компаний за I квартал 2016 г.

Выручка Х5 Retail от розничной торговли увеличилась к уровню годичной давности на 26,7% до 230,6 млрд руб. – компания объяснила это 7,8%-ным ростом продаж в сопоставимых магазинах и расширением торговой площади на 31%. Трафик в сопоставимых магазинах рос на протяжении всех трех месяцев, особенно быстро – в сетях «Пятерочка» и «Перекресток».

Несколькими днями ранее за I квартал отчитался «Магнит»: его продажи выросли год к году на 16,6% до 254,4 млрд руб. Таким образом, разрыв в выручке двух крупнейших продуктовых сетей в России составил 9,4%.

Впервые «Магнит» обогнал X5 Retail и стал лидером по выручке в I квартале 2013 г., а с начала 2014 г. он зарабатывал по крайней мере на 11% больше, чем конкурент. А например, в III квартале 2014 г. разрыв доходил до 21,4%.

Рост замедляется

Замедление продовольственной инфляции в России влияет на средний чек у всех продовольственных ритейлеров, пишет Ульяна Ленвальская из UBS. Так, у X5 Retail рост чека замедлился с 8,8% в январе 2016 г. до 3,7% в марте, и эта тенденция, по ее мнению, продолжится.

По итогам 2015 г. «Магнит» превосходил X5 Retail по выручке на 15,2%. Получается, что за первые три месяца 2016 г. отставание Х5 Retail от конкурента сократилось более чем в 1,5 раза. Сыграло свою роль как развитие основного бизнеса группы – дискаунтеров «Пятерочка», так и замедление роста «Магнита». Квартальная выручка сети «Пятерочка» увеличилась на 32,3% до 171,4 млрд руб. Сказались результаты программы обновления ее магазинов, считают аналитики «Ренессанс капитала» (изменились ассортимент, интерьер и др.): новой концепции отвечает уже более 76% всех «магазинов у дома» против 70% в декабре 2015 г.

Рост выручки основного дивизиона «Магнита» – «магазинов у дома» оказался вдвое более медленным (+15,3%, 187,5 млрд руб.).

А в сопоставимых супермаркетах «Перекресток» покупательский поток вырос впервые с 2014 г.

Возвращение лидерства на рынке – одна из главных задач, которую поставили перед менеджментом X5 Retail акционеры. В 2014 г. ритейлер обновил программу мотивации ключевых сотрудников: по итогам 2015 г. руководители группы получили почти 4 млрд руб. вознаграждений за «беспрецедентно сильные показатели». Ключевые параметры – динамика выручки в сравнении с рынком (в 2015 г. выручка группы прибавила 27,6%, что выше рынка. – «Ведомости») и сохранение рентабельности не ниже определенного уровня, объясняет представитель группы.

Другая задача, стоящая перед топ-менеджерами Х5 Retail до конца 2019 г., – стать № 1 на рынке без ущерба для показателя EBITDA, говорится в отчете группы за 2015 г. Если этот барьер будет взят, вознаграждение руководителям X5 может составить до 12% от показателя EBITDA в год достижения цели. X5 Retail Group намерена увеличивать бизнес как органически, так и совершая точечные приобретения, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина.

Задача «Магнита» на ближайшую перспективу – расти, оставаясь прибыльным, пересказывала ранее Колбина позицию его топ-менеджеров. Стратегию развития «Магнита» она считает более привлекательной, учитывая не вполне удачный опыт приобретений Х5 Retail в прошлом.

«Мы больше не рассматриваем «Магнит» как чистую историю роста», – написала в недавнем отчете аналитик JPMorgan Елена Журонова. Но «Магнит» – это редко встречающаяся комбинация способности самостоятельно финансировать свой рост, самого высокого в отрасли возврата на капитал и правильного сочетания мотивации основных и миноритарных акционеров, отдала она должное компании.