Недостача в «Пятерочке»

«Пятерочки» начали терять покупателей: обеспеченные уходят в более дорогие магазины, а от охотников за скидками сеть отказывается сама/ Евгений Разумный / Ведомости

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») обнародовал результаты I квартала 2018 г.: выручка по сравнению с I кварталом 2017 г. увеличилась на 20,2% и достигла 350,3 млрд руб. Оборот X5 стал расти медленнее: в IV квартале 2017 г. по сравнению с IV кварталом 2016 г. он увеличился на 23,4%.

Тормозит основной формат группы – «Пятерочка». С начала года рост продаж в сети замедлился (в годовом сравнении): в январе выручка выросла на 24,2%, в феврале – на 20% и в марте – на 20,7%. Выручка в сопоставимых магазинах у дома упала на 0,8% из-за сокращения числа покупок на 2,2%. По данным «ВТБ капитала», это первое сокращение трафика у «Пятерочек» с 2014 г.

«Пятерочка» против «Пятерочки»

Такая динамика, особенно заметное сокращение числа покупок, может быть первым признаком ухудшения результатов основной массы магазинов, предупредили аналитики «Ренессанс капитала». Это, по их мнению, может быть связано с усилением конкуренции в рознице – и в том числе, считают они, с конкуренцией магазинов «Пятерочки» между собой, а программа их обновления, обеспечивавшая бурный рост продаж, помогает уже не так сильно, как прежде.

Представитель X5 Retail Group соглашается: эффект каннибализации ощущается, но он появился недавно – и только в Москве. Какая доля московских «Пятерочек» находится в непосредственной близости друг от друга и может перетягивать друг у друга покупателей, представитель сети сообщить отказался.

Примечательно, что за три месяца X5 закрыла 126 «Пятерочек» – почти столько же, сколько за весь прошлый год, констатируют аналитики «Ренессанс капитала».

Сама Х5 среди внешних факторов, которые влияли на нее в начале нынешнего года, упомянула рекордно низкую инфляцию, невысокий рост рынка в целом, а также холодную погоду.

Хватит скидок

C начала года «Пятерочки» стали ограничивать интенсивность промоакций, сообщила X5 Retail Group. Это было сделано, чтобы снизить долю покупателей, которые приходят только за акционными товарами. Во II квартале X5, по словам ее представителя, сохраняет сдержанный подход к промоактивности.

На трафик «Пятерочек» влияли в том числе разовые факторы, считают аналитики «ВТБ капитала» и указывают на структурные проблемы сети: «X5 нужны новые инструменты для привлечения покупателей – ужесточилась конкуренция со стороны специализированных ритейлеров, особенно в Москве».

Чуть меньше экономии

Еще одна причина замедления роста выручки «Пятерочек», по данным X5, – наметившаяся миграция покупателей из магазинов у дома в более дорогие магазины, в том числе супермаркеты. В частности, собственные супермаркеты группы – «Перекрестки» нарастили выручку за I квартал на 22,9% по сравнению с I кварталом 2017 г., она достигла 55,25 млрд руб.

Покупатели стали выбирать более дорогие товары и покупать больше – выросло количество товаров в корзине, заметил и конкурент X5 – ритейлер «Лента». Его квартальная выручка выросла на 19,9% по сравнению с I кварталом 2016 г. и достигла 93,4 млрд руб., а сопоставимые продажи – на 6%.

I квартал был для розницы непростым, сетует гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг: на торговлю продолжала давить дефляция, плохо сказались и февральские холода.

Основной конкурент X5 – «Магнит» опубликует результаты I квартала 20 апреля.