«Ростелеком» разменял второй десяток

И во II квартале 2018 г., и в предыдущих «Ростелеком» показывает самые высокие темпы органического роста, отмечает Кусков/ Сергей Портер / Ведомости

На конец II квартала 2018 г. «Ростелеком» обслуживал более 10 млн подписчиков платного ТВ, следует из отчета Telecom Daily. За апрель – июнь его абонентская база увеличилась примерно на 100 000 человек. Таким образом «Ростелеком» стал первым российским проводным оператором, набравшим более 10 млн абонентов платного ТВ, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

По числу абонентов платного ТВ «Ростелеком» уступает лишь Национальной спутниковой компании (бренд «Триколор ТВ»): по данным Telecom Daily, она набрала 10 млн подписчиков в конце 2013 г., а на конец июня обслуживала 12,2 млн абонентов. Пара лидеров, по данным Telecom Daily, сейчас обслуживает более половины абонентов платного ТВ в стране: «Триколор ТВ» – 29%, «Ростелеком» – 23%.

Представитель «Ростелекома» Валерий Костарев не стал комментировать расчеты Telecom Daily. Итоги II квартала оператор подведет 2 августа, говорит он: ожидается, что количество подписчиков платного ТВ превысит 10 млн.

Одним из факторов, усиливших интерес к платному телевидению «Ростелекома», Костарев называет чемпионат мира по футболу, официальным партнером которого компания стала весной. Под чемпионат мира «Ростелеком» сделал несколько специальных предложений, говорит Костарев.

И во II квартале 2018 г., и в предыдущих «Ростелеком» показывает самые высокие темпы органического роста, отмечает Кусков. Он едва ли не единственный из крупных российских операторов, который по-прежнему строит сети в регионах, утверждает он. По его словам, новые зрители – это, как правило, жители небольших городов, подключившие интернет-телевидение (IPTV) «Ростелекома». Ранее качественное ТВ, за исключением спутникового, им было зачастую недоступно, а вместе с IPTV «Ростелекома» они получают еще и интернет, объясняет Кусков.

В целом за квартал количество абонентов платного ТВ в России выросло менее чем на 0,5% (за год – чуть менее 2%). Рынок растет крайне медленно, поскольку к платному ТВ подключено уже 75% домохозяйств – речь идет о перенасыщении, считает Кусков. К тому же растет круг тех, кто не смотрит телевизор: люди все чаще читают новости в интернете и смотрят онлайн-видео – эта аудитория постоянно увеличивается, говорит он.

Присутствие «Ростелекома» на рынке платного ТВ очень заметно, это очень сильный игрок, отмечает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Для «Ростелекома» телевидение – один из ключевых сервисов, обеспечивающих рост бизнеса, говорит он. По его словам, «Ростелеком» привлекает пользователей, строя линии в удаленных населенных пунктах, где зачастую вообще не было никакой связи. В то же время «Ростелеком» строит сети по договорам соинвестирования в крупных девелоперских проектах, рассказывает он.

У «Ростелекома» высокое качество телевизионных услуг, интересный контент, сбалансированная тарифная политика, перечисляет Мирзабеков. Одно из преимуществ IPTV перед «Ростелекомом» – пользователь может получить приставку для его просмотра практически бесплатно, в аренду, а за оборудование для спутникового ТВ в большинстве случаев приходится платить.

По данным «ТМТ консалтинга», на конец 2017 г. онлайн-видеосервисами с профессиональным контентом (OTT-сервисами) пользовалось около 40 млн человек, за год их число практически не изменилось. При этом количество тех, кто смотрел их за плату (а не бесплатно за просмотр рекламы – такая опция есть, к примеру, на ivi.ru и tvigle.ru), за год выросло на 30% до 2,6 млн пользователей. OTT-сервисы еще не оказывают сильного давления на рынок платного ТВ – люди, как правило, совмещают доступ к этим сервисам с традиционным телесмотрением, отмечает аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова: контент ТВ и OTT-сервисов пока не пересекается. Спад интереса к традиционному платному ТВ может наступить с увеличением парка смарт-телевизоров и появлением OTT-сервисов, в которые будут включены и обычные телеканалы – такое уже есть, к примеру, в Megogo, прогнозирует Крылова.