Российские судьи отказались выполнять рекомендации ГРЕКО

Совет судей счел нецелесообразным возвращение в кодекс этики норм о конфликте интересов
Российские судьи не вернут в свой этический кодекс нормы о предотвращении конфликта интересов/ Андрей Гордеев / Ведомости

Возвращение в Кодекс судейской этики положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов нецелесообразно, решил Совет судей. Эти вопросы уже урегулированы в процессуальном законодательстве, предлагаемые изменения не приведут к разрешению вновь возникающих проблем, а лишь создадут видимость совершенствования кодекса, говорится в принятом 6 декабря постановлении совета. Рассмотрение дела беспристрастным и объективным судом обеспечивается институтом отводов и самоотводов, предусмотренным во всех процессуальных кодексах, напомнила руководитель комиссии совета по этике Елена Золотарева: закон обязывает судью при возникновении конфликта интересов взять самоотвод или поставить участников процесса в известность об этой ситуации.

Нормы, уточняющие основания для отвода судьи, были исключены из Кодекса судейской этики в 2016 г. В частности, речь шла о ситуациях, когда близкий родственник судьи имеет заинтересованность в деле, может повлиять на ход процесса либо работает в организации, участвующей в процессе. Из кодекса также исчезли рекомендации судьям воздерживаться от действий, которые могут вызвать конфликт интересов, и избегать ситуаций, когда личные взаимоотношения с участниками процесса могут вызвать обоснованные подозрения или создать видимость предвзятого отношения. Это решение сами судьи объясняли тем, что нормы кодекса слишком широко трактуются при отборе кандидатов в судьи и это вело к серьезным проблемам с обновлением кадров: основанием для отказа в назначении становилась даже теоретическая возможность конфликта интересов – например, наличие родственников, работающих юристами в органах власти или коммерческой структуре. Правда, правка кодекса эту ситуацию не изменила и в 2017 г. конфликт интересов оставался самой распространенной причиной отказа в назначении судей. А эксперты учрежденной Советом Европы Группы государств против коррупции ­(ГРЕКО) по итогам четвертого раунда оценки успехов России в предупреждении коррупции порекомендовали возвратить в Кодекс судейской этики положения, связанные с беспристрастностью и честностью судей.

Замначальника управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о коррупции (это ведомство отвечает за реализацию рекомендаций ГРЕКО) Аслан Юсуфов говорит, что пока в прокуратуре не получали официальной информации о решении Совета судей и ему трудно его комментировать: «Когда получим – будем смотреть, не исключаю обсуждения этого вопроса с участием экспертов группы ГРЕКО». Но, по сути, возвращение кодекса в первоначальную редакцию означало бы дублирование существующих процессуальных норм, согласен он: «Мы об этом тоже говорили. Из-за дублирования возникала непонятная ситуация – не ясно было, когда и в каких случаях должны применяться иные нормы, которые не были бы связаны с отводом или самоотводом судей в процессе. И никто, включая самих судей, так и не смог этого объяснить».

Заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл Россия» Илья Шуманов считает, что нельзя просто отказаться выполнять рекомендации: это подрыв международного авторитета России, для этого как минимум должны быть веские основания – например, отказ вводить уголовную ответственность за коррупцию для юрлиц мы объяснили тем, что это противоречит правовой догме. В любом случае отказ судей идет вразрез не только с международными обязательствами, но и с национальным планом противодействия коррупции, который содержит поручение Верховному суду поработать над усилением мер по выявлению конфликта интересов, напоминает эксперт.