Межведомственное взаимодействие плюс участие бизнеса

Рауль Мишиев, начальник отдела экологической политики и наилучших доступных технологий Минпромторга

Вопросами внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) Минпромторг России активно занимается уже с 2014 г. Важно, что в рамках реализации мероприятий по федеральному проекту внедрения НДТ наращивает темп межведомственное взаимодействие. Именно это взаимодействие является ключом для того, чтобы субъекты хозяйственной деятельности, которым необходимо будет получать комплексные экологические разрешения (КЭР), могли рассчитывать на комплексный подход к решению такой масштабной проблемы, как реализация НДТ. Для этого в прошлом году было принято решение о формировании 11-го федерального проекта. Федеральный проект «Внедрение НДТ» – это не только цифры с необходимостью получить 6900 комплексных экологических разрешений и актуализировать справочники, а такая площадка, которая позволила и хозяйствующим субъектам, и исполнительной власти, и надзорным органам наладить необходимое межведомственное взаимодействие. Был проведен целый ряд совещаний. Вопросам выдачи КЭР стали уделять действительно гораздо больше времени, в том числе на уровне и Министерства природных ресурсов, и Минпромторга, и Росприроднадзора, и даже на уровне правительства.

Актуализация справочников

В настоящий момент межведомственное взаимодействие направлено на работу со списком пилотных предприятий, которым первым предстоит получить КЭР. У нас уже есть пул организаций, активно, в ежедневном режиме взаимодействующих с Минпромторгом и Бюро НДТ, функции которого осуществляет наше подведомственное учреждение – Центр экологической промышленной политики. В рамках нашего взаимодействия мы разрабатываем методический индивидуальный подход для каждой отрасли. В целом же решение задачи заложено на перспективу до 2024 г. Должны быть сформированы компетенции у каждого органа исполнительной власти и у каждого надзорного органа и [понимание] у всех представителей бизнеса, каким образом его отрасль должна реализовывать мероприятия, как читать нормативные акты. Чтобы не было потом каких-то двойственных или тройственных трактовок и дальнейших споров. Все эти вещи сейчас в пилотном режиме мы апробируем и в дальнейшем, конечно, надеемся, что площадка федерального проекта позволит из всего этого сделать дополнительные устойчивые механизмы для работы и для облегчения в том числе [нагрузки] бизнеса.

Рауль Мишиев

Окончил Государственный университет управления (специальность – «юриспруденция») в 2013 г. и Финансовый университет при правительстве РФ в 2019 г. В Минпромторг пришел в 2015 г. По январь 2018 г. работал на различных должностях, в том числе главным специалистом – экспертом отдела инвестиционной политики и макроэкономического прогнозирования департамента стратегического развития и проектного управления, советником отдела экологической политики и НДТ департамента стратегического развития и корпоративной политики. Был консультантом департамента программ развития моногородов НО «Фонд развития моногородов». В настоящей должности – с апреля 2018 г.

Минпромторг России, будучи ответственным за технологию, в этом году завершил разработку и утверждение порядка определения технологии в качестве НДТ, добавил туда разделы по актуализации. В рамках федерального проекта нами предусмотрена задача по актуализации всех справочников до конца 2024 г., в том числе это были разумные ответы на сигналы от бизнеса о том, что необходимо пересматривать и уточнять отдельные положения справочников НДТ. Соответствующий поэтапный график актуализации нами тоже разработан и утвержден распоряжением правительства (№ 866-р от 30 апреля 2019 г. – «Ведомости»).

Программы повышения экономической эффективности

Один из основных вопросов в рамках выдачи КЭР, который, в частности, волнует и предприятия, – формирование программ повышения экологической эффективности.

Еще в 2015 г. Минпромторгом было разработано положение о межведомственной комиссии, но при этом мы понимали, что этап внедрения НДТ [в процессе выдачи КЭР] берет начало в 2019 г. Мы, конечно же, пересмотрели это положение, дополнили его содержательными пунктами о том, каким образом будут рассматриваться программы повышения экологической эффективности. Соответствующий нормативный акт уже внесен в правительство, мы ожидаем его утверждения в ближайшее время.

Параллельно с этим мы запустили в пилотном режиме в ГИСП (Государственной информационной системе промышленности) механизм рассмотрения программ повышения экологической эффективности. В общем и целом этот механизм уже работает, но для широких кругов мы будем вывешивать эту информацию как раз с принятием правительством корректировок в 999-е постановление (положение о межведомственной комиссии). В настоящий момент мы также утвердили состав межведомственной комиссии. В ее состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, госкорпорации «Росатом», а также по одному представителю из органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для организаций программы повышения экологической эффективности – как инвестиционные – будут хорошим прецедентом для понимания уровня затрат при переходе на принципы НДТ. Кроме того, в рамках федерального проекта «Внедрение НДТ» эта работа у нас коррелируется с задачей по поддержке предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии. Нами был разработан механизм предоставления субсидий на уплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации соответствующих проектов. Сейчас эти правила уже утверждены. Общаясь с банками, общаясь с бизнесом, мы понимаем, что необходимо дополнять правила положениями о субсидировании инвестиционных кредитов, о предоставлении кредитов на лизинговые займы. Корректировку правил мы предполагаем уже в этом году – начале следующего года. И ожидается, что уровень участия организаций в рамках этой программы поддержки будет намного больше уже сейчас, в том числе и пилотные организации приходят в Минпромторг – интересуются вот этим механизмом поддержки.

В целом же федеральный проект «Внедрение НДТ» действительно стал возможностью для межведомственного, единого, согласования позиций как надзорных органов и органов исполнительной власти, так и бизнеса. В дальнейшем мы предполагаем уточнение и дополнение проекта мероприятиями, позволяющими конкретно слышать бизнес, помогать бизнесу формировать устойчивые механизмы по отраслевым направлениям, чтобы было меньше проблем с использованием нормативных актов, большое количество которых было разработано в предыдущее время.

Текст подготовлен по материалам II ежегодной конференции «Промышленная экология», проведенной газетой «Ведомости» 13 сентября 2019 г.