От редакции: Вотум-лайт

Вотум недоверия правительству отличается от отставки Зурабова тем, что первое в отличие от второго невозможно. Есть и еще отличия между этими двумя действами. Вотум недоверия – это всегда политическая акция и торжество оппозиции. Владимир Путин не любитель ни того ни другого, так что даже если президент и хотел бы сменить кабинет министров, то теперь наверняка подождет. Отставка Зурабова – совершенно иная история. В отличие от Алексея Кудрина или Германа Грефа, чьи имена тоже неразрывно связаны с реформой, Зурабов, судя по всему, не является персональным протеже президента. Кроме того, он хоть и родился в Ленинграде, но учился и сделал карьеру в Москве. В отличие от вице-премьера Александра Жукова он не является членом “Единой России”, и в отличие от Кудрина его туда не звали.

Для депутатов нынешнее письмо – это еще и способ перевода стрелок с собственной роли в принятии реформы на конкретного чиновника. Поводом для возмущения парламентариев служит не собственно монетизация, к которой они сами имеют непосредственное отношение, а конкретные действия отдельно взятого министра, в которых, по мнению депутатов, может быть “коррупционная составляющая”. Авторы письма избирались не по партийным спискам – они представляют конкретные регионы. И в своих регионах они обнаружили, что бесплатных лекарств не хватает, что многие из имеющихся лекарств не обеспечены сертификацией, а также то, что поставкой лекарств за счет федерального бюджета занимаются шесть фармацевтических компаний, которые, по данным депутатов, получили это эксклюзивное право от министерства Зурабова без каких-либо тендеров.

Другими словами, налицо абсолютно частный случай – чиновник высокого ранга, по мнению депутатов, не справляется со своими обязанностями, а личные его качества не соответствуют занимаемой должности. К тому же информационные агентства чуть ли не каждый день передают сообщения о том, как подмосковная прокуратура пытается лишить жену Зурабова огромного дачного участка в прибрежной защитной полосе реки Малая Истра, где по закону никакой дачи быть не может. Так что Зурабов, с какой стороны ни посмотри, идеальный кандидат на выбывание.

К тому же пенсионеры продолжают митинговать по всей стране, а 12 февраля коммунисты и примкнувшие к ним два десятка общественных организаций планируют провести грандиозную всероссийскую акцию протеста, и неизвестно еще, чем это все закончится. Уволить кого-нибудь все равно придется, но в отличие от коммунистов 24 “единоросса” даже не помышляют о том, чтобы сделать это самостоятельно, тем более в прямом эфире двух федеральных телеканалов. Они просто предложили президенту “рассмотреть вопрос о дальнейшем пребывании в должности министра здравоохранения и социального развития”, ни в коей мере не нарушив при этом этический кодекс члена пропрезидентской партии. А вице-спикер Любовь Слиска призвала Зурабова быть мужчиной и добровольно уйти в отставку, исправив прежде собственные ошибки. Интересно, хватит ли у “Единой России” сил хотя бы на такой вотум недоверия?