От редакции: Курсы в тумане

Ситуация на международном валютном рынке становится все менее определенной и предсказуемой – на него начинают влиять все больше разнонаправленных факторов. А значит, растут требования и к качеству экономической политики российских властей.

Еще недавно факторы, определявшие динамику курса доллара на международном валютном рынке, действовали в одном направлении: рост цен на нефть, растущие дефицит счета текущих операций и бюджетный дефицит, а также эхо корпоративных скандалов 2001 г. и снижение ставки ФРС США до рекордно низкого уровня в 1%. Доллар лишился поддержки и начал проигрывать всем своим основным конкурентам, и прежде всего евро.

Однако сегодня ситуация заметно изменилась – и усложнилась. Дефицит счета текущих операций США и дефицит бюджета продолжают бить все рекорды – $665,9 млрд (5,7% ВВП) и $412,5 млрд (3,6% ВВП) соответственно. Ориентируясь на эти фундаментальные с точки зрения макроэкономики показатели, серьезные игроки включаются в игру против доллара, в частности Джордж Сорос и Уоррен Баффет.

А изменение политики ФРС в сторону роста учетной ставки – на сегодня она с 1% выросла уже до 3% – делает долларовые активы все более привлекательными по сравнению с евро, способствуя укреплению доллара. А плачевное состояние экономики еврозоны (прогноз роста в 2005 г. 1,6% против 3,6% в США) не позволяет ЕвроЦБ повышать ставку с нынешних 2%, чтобы компенсировать изменение процентного статус-кво.

Дополнительным фактором неопределенности стало поведение ЦБ стран – держателей крупнейших золотовалютных резервов. Объявление ЦБ России о повышении доли евро в резервах в конце ноября 2004 г. вызвало рост курса европейской валюты на 1%. Аналогичное заявление ЦБ Южной Кореи (ЗВР – $200 млрд) вызвало рост евро на 1,4%.

Получается, что внешнеэкономическая конъюнктура не ограничивается высокими ценами на сырье и уже сегодня грозит ростом рисков для российской экономики. При колеблющихся курсах ЦБ РФ будет сложнее проводить курсовую политику, если приходится постоянно оглядываться на Кремль. Для экспортеров растут валютные риски, которые им трудно компенсировать из-за отсутствия нужных финансовых инструментов. А возобновление падения доллара грозит атакой импорта на внутренний рынок, противостоять которому можно только за счет инвестиций в качество собственной продукции. Но инвестиции сегодня не растут, а падают.

У нас не так много времени, как кажется, чтобы начать реально что-то менять в экономической политике. Проблемы могут начаться раньше, чем упадут цены на нефть.