От редакции: Отчет и право

Качество госуправления в России оставляет желать много лучшего – с этим, как показало послание президента, не спорит и высокое руководство. Но под разговоры об укреплении гражданского общества и важности институциональной среды оно отменяет выборы губернаторов и депутатов-одномандатников, все выше вознося “надменную касту” чиновников над народом.

Цена же неэффективности госаппарата для России огромна – что подтверждается, к примеру, глобальным рэнкингом конкурентоспособности, опубликованным Всемирным экономическим форумом в октябре 2004 г. За год со времени составления предыдущего рэнкинга Россия осталась на прежних позициях, несмотря на фантастически успешные макроэкономические показатели. Усилия предпринимателей, экономических властей и сверхблагоприятная внешнеторговая конъюнктура обеспечили стране неплохой рост, который был полностью съеден деградирующим госаппаратом.

В начале мая этого года Всемирный банк выпустил исследование о состоянии госуправления в 209 странах. В России хуже всего дела обстоят в сфере, которая называется “гражданская активность и подотчетность правительства”, – по этому показателю наша страна находится в нижней четверти списка. И есть четкая тенденция к ухудшению – с 1998 по 2004 г. показатель снизился с 41,4 до 25,7 (указывает процент стран, где дела обстоят еще хуже, чем у нас). При этом серьезные проблемы и с качеством госрегулирования (30,5 в 2004 г. против 31,5 в 1998 г.), и с законностью (29,5 в 2004 г., хотя есть улучшения с 22,7 в 1998-м).

Эти три фактора (подотчетность, госрегулирование, законность) являются фундаментальными для системы госуправления и в значительной степени влияют на ее качество. Плохое качество госрегулирования затрудняет работу бизнеса “по-честному”, стимулируя к взяткам, а отсутствие общественного контроля и честного суда почти гарантирует безнаказанность.

Лидеры антикоррупционного рейтинга Transparency International – Финляндия и Новая Зеландия имеют стабильно высокие показатели подотчетности чиновников, качества госрегулирования и верховенства закона (стабильно выше 95 с 2000 г.). А вот Китай, напротив, имеет стабильно низкий уровень гражданских прав и подотчетности чиновников (не более 10,5 с 1998 г.), показатели качества госрегулирования и правовой системы снижаются – и вместе с ними падает эффективность госуправления и растет коррупция.

Тем удивительнее, что ВБ пришел к выводу, что эффективность госуправления и борьбы с коррупцией в России за последние два года серьезно выросла (с 41,3 и 18,9 в 2002 г. до 48,1 и 29,1 в 2004 г.). Скорее всего здесь проявился субъективный характер данных – оценки коррупции особенно уязвимы в этом плане. А по эффективности госуправления скорее всего мы получили аванс за административную реформу, который еще предстоит оправдать.