Статья опубликована в № 1723 от 18.10.2006 под заголовком: ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Между Пастернаком и Памуком

Политэкономия: Между Пастернаком и Памуком

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Орхан Памук, лауреат Нобелевской премии по литературе 2006 г., напророчил себе судьбу романом “Снег”. Не дай бог, чтобы самосбывающееся пророчество было реализовано до победного конца – в книге главный герой, поэт, пишущий под псевдонимом Ка, погибает от руки политического исламиста. Но в одном роман-прогноз уже оказался верным – в декабре прошлого года Памук предстал перед судом, будучи обвиненным в “умалении турецкости”. По этому поводу он написал в “Нью-Йоркере”: “Подобно Ка, моему герою из романа “Снег”, я ощутил, каково это – покидать на время когда-то любимый город из-за политических взглядов”.

Личная история Орхана Памука, писателя, чье творчество нельзя назвать политическим, но в чьем персональном статусе есть много политики, годится для Нобеля. В известном стихотворении “Нобелевская премия” Борис Пастернак с обидой и недоумением констатировал: “Я весь мир заставил плакать над красой земли своей...”. И хотя конкретно-исторические обстоятельства Нобелевской премии 1958-го и 2006-го несколько отличаются друг от друга, Памук с не меньшим недоумением, чем Пастернак, воспринимает негативную реакцию своих сограждан на книги, прославившие Стамбул и открывшие Турцию всему миру.

Почти все самые главные книги Памука – от “Белой крепости” до “Снега” – посвящены отношениям Востока и Запада, их взаимному влиянию и взаимоотталкиванию. И, пожалуй, Памук, выходец из образованного класса, интеллектуал, свободно говорящий на профессорском английском, никогда прямолинейно не доказывал, что вестернизация – это абсолютное благо. Мнения исламистов и марксистов, носителей националистических и антизападных ценностей, представлены в его книгах во всей полноте. Светская военная власть преследует приличных людей, исламисты их убивают, леваки просто выглядят круглыми идиотами – это всего лишь документально-фотографические констатации Памука. На этом фоне Запад выглядит приличнее. Но: сам ход глобализации, “ложь о войне в Ираке и сведения о секретных тюрьмах ЦРУ” мешают писателю, по его признанию, “защищать западную демократию в моей части света”.

Рост националистических настроений и нетерпимости Орхан Памук тоже считает глобальным явлением. В странах, переживающих бурный экономический рост, Индии, Китае, Турции (и, добавим, России), появляется новая буржуазия, разбогатевшая в последние несколько лет и отнюдь не прозападно настроенная. Национализм для нее – это способ легитимизировать свои власть и богатство. Это и часть глобальных процессов, и следствие глобализации, и ответ на нее.

Поэтому Орхан Памук не может безнаказанно рассуждать об общеизвестном – геноциде армян. Поэтому Кэндзабуро Оэ в Японии не может говорить о зверствах японской армии в Корее и Китае. Поэтому “путинское большинство”, адаптированное, успешное, образованное, предпочитает национализм и “суверенную демократию” либерализму и самой обычной демократии. Будучи при этом продуктом именно либерализма и демократии.

У нас с турками много общего. Мы – нации Пастернака и Памука, травмированные ностальгией по былой славе империи, нации молодой буржуазии и пассионарного национализма. Страны, вечно мечущиеся между Западом и Востоком и пытающиеся эту раздвоенность объяснить хотя бы самим себе. Памук объяснил. Воспользуемся его помощью.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more