Статья опубликована в № 1763 от 14.12.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Срок страховки

От редакции: Срок страховки

В очередном докладе Всемирного банка дан неприятный для России прогноз цены на нефть. В 2007 г. цена может упасть до $56 за баррель нефти сорта Brent, в 2008-м – до $53. Российская экономика, которая крепко сидит на нефтяной игле, почувствует изменения в обозримом будущем.

Около 50% доходов государства формируются за счет экспортных пошлин и налоговых поступлений от нефтегазовых компаний. Несложно заметить, что прогнозируемая цена в $56 значительно ниже, чем заложенный в бюджете-2007 $61 за баррель нефти сорта Urals (разница между сортами традиционно составляет $4–5 не в пользу Urals). Если прогнозы Всемирного банка сбудутся, разница между запланированной в бюджете и реальной ценой может составить $9–10. В конце прошлой недели министр финансов Алексей Кудрин признал, что заданная в бюджете цена нефти излишне оптимистична, но заметил, что на госрасходы в следующем году это никак не повлияет – бюджет останется бездефицитным и при $40 за баррель.

То, что наиболее чувствительный к нефтяной конъюнктуре инструмент экономической политики – бюджет – не пострадает, можно считать позитивной новостью. Но надо понимать, что уже сверстанные расходы государства – а их прирост относительно текущего года ожидается рекордным (более 26% при росте доходов лишь в 13–15%) – в случае падения цен на нефть будут финансироваться за счет понижения отчислений в стабилизационный фонд, а если внешняя конъюнктура убьет профицит бюджета, то и за счет уже накопленных сбережений. Замедление темпов роста объема стабфонда означает, что при возможном критическом падении цен на нефть страховочных средств будет меньше, а срок страховки – короче.

Кудрин прогнозирует, что стабфонд будет распечатан только через 3–4 года. Верится с трудом не только из-за расхождений прогноза цен на нефть в бюджете и в докладе ВБ. В последнее время мы привыкли к перманентному и бессистемному изменению прогнозов правительства по любым экономическим параметрам.

В известном смысле страховочные средства уже расходуются: повышение цены отсечения с $20 до $27, произведенное в 2005 г. ради финансирования бюджета текущего года, есть не что иное, как завуалированная трата стабфонда. В 2007 г. фонд недополучит еще больше – из-за роста госрасходов и падения цен на нефть.

При этом разделить страховочно-стерилизационную и накопительную функции фонда (т. е. выделить из стабфонда фонд будущих поколений) никак не удается. Об этом говорят давно, такую меру предлагал России и Всемирный банк. В начале декабря стало известно, что в Министерстве финансов готовят новую концепцию стерилизации и сбережения нефтяных свердоходов – она не плоха, но до 2008 г. создание фонда будущих поколений не планирует.

Стабфонд остается одновременно источником финансирования дефицита и инвестирования в модернизацию страны. Российская экономика при падающей стоимости нефти останется от нее зависимой, и едва ли стабфонда в его нынешнем объеме хватит на то и другое. Но будут и другие последствия: сокращение торгового профицита, замедление роста капитализации нефтегазовых компаний, от которых полностью зависит развитие фондового рынка, понижение инвестиционной привлекательности ТЭКа, который нуждается в огромных средствах для сохранения текущего уровня добычи, и инфляция, которая при использовании на текущие нужды стабфонда только возрастет.

Оптимистичная цена в $61 объясняется желанием накануне предвыборного цикла увеличить социальные расходы. Бюджет-2007 вкупе с проблемой-2008 может похоронить последние надежды на модернизацию и диверсификацию экономики. А будут ли при этом решены заявленные социальные задачи – другой вопрос. Вопрос эффективности правительства.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать