От редакции: Поворот на Поварскую

Россия – единственная страна Европы, в которой сохранился институт надзорного производства по гражданским делам, т. е. институт пересмотра решений, вступивших в законную силу. Нестабильность судебных решений вызывала нарекания Евросоюза, а многолетняя волокита была причиной жалоб россиян в Европейский суд по правам человека. Вчера Конституционный суд (КС) огласил постановление, которое призвано сократить число российских заявителей в Страсбург (в 2005 г. их было почти 10 000).

Заняться надзором КС заставили жалобы ряда граждан, запросы двух акционерных обществ и Госсовета Татарстана. Они требовали признать противоречащими Конституции нормы Гражданского процессуального кодекса (ГПК), позволявшие судьям немотивированно отказывать гражданам в принятии жалоб, а власти и аффилированным с ней бизнесменам – бесконечно оспаривать и пересматривать вступившие в законную силу определения. Сейчас ГПК позволяет обжаловать решение в порядке надзора в течение года после его вступления в законную силу. Однако председатель Верховного суда (ВС) и его заместители имеют право внести в президиум ВС “мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности” и после этого срока. Процедура надзора позволяет буквально затаскать ответчика по судам. Пересмотреть вступившее в силу решение суда могут несколько инстанций – президиум регионального суда, коллегия Верховного суда по гражданским делам, его президиум. Только на решение о приемлемости жалобы судье регионального суда отпущено два месяца после ее получения, судье Верховного суда – четыре, но председатель суда или его заместитель могут продлить этот срок еще на четыре и шесть месяцев соответственно. А есть еще сроки рассмотрения дел, а их десятки тысяч.

Одновременно отечественные юристы подчеркивали, что полная отмена надзора в нынешних условиях зависимости многих районных и региональных судов от исполнительной власти также опасна: если забрать у человека право оспорить их решение в Москве, то тысячи жалоб переполнят почтовые ящики Страсбургского суда. Суд стоял перед дилеммой – и подтверждение, и отмена легитимности нынешней системы надзора означали бы новый скачок числа обращений россиян в Страсбург. В итоге судьи приняли соломоново решение. КС “воздержался от признания не соответствующими Конституции норм ГПК, в той мере, в какой ими предопределяются множественность надзорных инстанций, возможность чрезмерно протяженных по времени процедур обжалования”, но, как заявил председатель суда Валерий Зорькин, Россия должна в ближайшем будущем привести надзорное производство в соответствие с европейскими нормами. Поправки в ГПК уже готовятся. По мнению экспертов, право надзорного пересмотра останется только у Верховного суда. В этом случае его полномочия будут похожи на функции некоторых европейских конституционных судов. Но люди поедут за справедливостью на Поварскую, а не в Страсбург, только если эти меры помогут поверить в независимость судебной системы.