От редакции: Строить по-русски

Проект небоскреба в историческом центре мегаполиса поставлен под сомнение из-за позиции ЮНЕСКО. Получив официальное письмо от Международного совета по охране памятников и исторических мест с негативной оценкой проекта, правительство страны решило вмешаться в действия местной власти и ограничить возможности высотного строительства в городе. Речь идет о Лондоне и проекте небоскреба Walkie-Talkie. Не о Петербурге.

В Петербурге “Газпром нефть”, как известно, планирует построить башню, проблема которой не только в архитектурной несовместимости с городом, но и в скандальной схеме финансирования. Схема финансирования уже изменена. Теперь проект будет называться “Охта-центр”, структуры “Газпрома” профинансируют 51% стоимости, а 49% возьмет на себя администрация города, которая в результате получит аналогичную долю в будущем комплексе. Первоначально предполагалось, что за все заплатит город, а недвижимость достанется “Газпром нефти”.

Остается градостроительная проблема. Концепция “Газпром-Сити” предполагает строительство 300-метровой башни в непосредственной близости от центральной части города. Высотный регламент в районе Охты – 48 м. Город сейчас рассматривает возможность его изменения, но все равно предложения ограничиваются высотой 100 м. Как быть? Ведь Петербург в отличие от Москвы остался городом со значительной исторической застройкой. Кроме того, он уникален как раз своей архитектурной “горизонтальностью”. Помимо местной общественности об этом напоминает и международная. Директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарин назвал архитектурное решение проекта “Газпром-Сити” “неприемлемым”.

В июле 2006 г. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО раскритиковал в своем докладе английское правительство за недостаточную защиту исторического центра Лондона и предложил включить Тауэр и Вестминстерское аббатство в “красный список” объектов мирового наследия, находящихся под угрозой. Правительству страны пришлось вмешаться в градостроительные планы мэра Лондона Кена Ливингстона.

Под сомнение было поставлено будущее трех башен Elizabeth House высотой 140 м, двух башен-близнецов у станции Виктория, а также 180-метровой Beetham Tower. На днях “черную метку” получила и компания Land Securities, собирающаяся строить 160-метровую башню Walkie-Talkie. Окончательное решение еще не принято, но правительство пообещало ЮНЕСКО учесть требования охраны наследия при новом строительстве. Похожим образом общественности удалось избежать появления высотных зданий в центральных кварталах Кельна и Вены.

ЮНЕСКО дает свои оценки на проектной стадии, которая для башни “Газпром нефти” еще не наступила. Компания и городское правительство обещают, что проект обязательно будет согласован с ЮНЕСКО. Просьбы ЮНЕСКО, конечно, можно и не учитывать: ну впишут в “красный список” – и что изменится?

Решают все, конечно, сами граждане и власти страны. К примеру, парижане и депутаты городского собрания в свое время спасли центр французской столицы от постройки там комплекса зданий делового центра. Квартал Дефанс (Defence) с его знаменитой аркой высотой 110 м был построен в удалении от центра Парижа. Похожих примеров не счесть.

Центральная часть Петербурга является объектом охраны культурного наследия ЮНЕСКО. В России согласно федеральному закону “Об объектах всемирного наследия” охрана таких памятников находится исключительно в ведении федеральных властей. Надежда есть. Владимир Путин через год покинет свой пост. Вряд ли ему захочется уходить со славой президента, при котором был обезображен его родной город. Поэтому можно предполагать такое развитие событий: на финальном заседании градсовета Петербурга, когда проект башни будет уже практически утвержден, президент подойдет к чертежу и лично, карандашом, сократит высоту здания раз в пять. “Справитесь, Алексей Борисович?” – “Справимся, Владимир Владимирович”.