От редакции: Клан реформы

В Казахстане началась масштабная политическая реформа. Парламент принимает предложения президента Нурсултана Назарбаева, корректирующие форму правления.

Преемник Назарбаева, которого изберут в 2012 г., будет находиться у руля не семь лет, а пять. Расширяются полномочия парламента: вотум недоверия правительству мажилис – нижняя палата – сможет вынести простым большинством, а не двумя третями, как сейчас. Упрощается процедура выражения недоверия отдельным министрам. Изменится порядок формирования Конституционного совета (аналог Конституционного суда), Центризбиркома и Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета. Две трети их состава будут назначаться парламентом. Число депутатов мажилиса увеличится с 77 до 107. При этом подавляющее большинство – 98 – изберут по партийным спискам (сейчас в мажилисе всего девять партийцев), еще девять представят ассамблею народов Казахстана – аналог российской Общественной палаты, набранный президентом по национальному признаку. Расширится на восемь сенаторов за счет увеличения президентской квоты с семи до 15 человек и верхняя палата казахстанского парламента.

Чем вызваны будущие перемены? В какой-то степени преобразования направлены на улучшение имиджа Казахстана за рубежом: Астана претендует на председательство ОБСЕ в 2009 г., причем вопрос должен быть решен уже до декабря нынешнего года.

Но реформа преследует не только внешнеполитические цели. По мнению завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина, Назарбаев и часть его окружения считают, что нынешняя система, построенная на клановых и родственных связях, отстает от уровня развития экономики и требует модернизации. Расширение полномочий парламента вряд ли усилит оппозицию – его состав контролируется окружением президента, – в мажилисе есть лишь один депутат от оппозиции. Положение в стране стабильно. Казахстан справедливо считается примером успешной авторитарной модернизации на постсоветском пространстве. ВВП вырос с 2003 по 2006 г. с $21,6 млрд до $53,4 млрд, средняя заработная плата за этот же период увеличилась с $170 до $380 и приблизилась к российской.

Но есть в значительной мере похожая на российскую проблема преемственности власти после ухода популярного лидера. Вариант конституционной монархии – султаната, предложенный в сентябре 2006 г. первым замминистра иностранных дел и зятем Назарбаева Рахатом Алиевым, был отвергнут. Президент решил уравновесить власть будущего главы государства, усилив парламент. Параллельно запущен процесс, призванный консолидировать элиту и предотвратить типичный в стране переход ее обиженных представителей в лагерь оппозиции. В декабре 2006 г. пропрезидентская партия “Отан” поглотила три независимые до того момента “партии власти” – Гражданскую, Аграрную и “Асар” Дариги Назарбаевой.

Так или иначе, мы наблюдаем разные подходы к проблеме передачи власти. Азиатская автократия Казахстан готовится к ней заранее, стремясь предотвратить негативные сценарии с помощью институциональных перемен. Политическая борьба в России при внешнем соблюдении общепринятых норм демократии все дальше сползает к борьбе кланов, характерных для Византии и восточных деспотий.