От редакции: Бесплатно не выжить

Результаты приоритетных нацпроектов не очевидны – у экспертного сообщества к ним много претензий, а населению, судя по опросам, их успехи не заметны. Тем не менее уже понятно, что нынешние нацпроекты – только начало. Госпрограммы будут расширяться и дорожать. По этому пути уже пошли Минсельхоз, который пролоббировал госпрограмму развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг. (бюджет: 551,3 млрд руб. – из федерального бюджета, 544,3 млрд руб. – из региональных), и Минрегионразвития, который уже представил проект долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан.

Прежде чем нацпроекты перерастут в долгосрочные государственные программы, необходимо подвести хоть какие-то итоги уже существующих проектов. Нацпроект “Здоровье” – самый важный, поскольку связан с жизнью людей, – ярче других демонстрирует, что вливание денег в старые мехи не дает прорывных результатов. В идеале – и к этому стремятся во всем мире – медицина должна быть и доступной, и качественной. Российское здравоохранение сегодня идет по пути разведения этих понятий. Для большинства существует государственное, но некачественное здравоохранение, для избранных – качественное, но дорогое. Нацпроект по идее должен быть направлен на изменение этой тенденции.

На реализацию проекта в 2006–2007 гг. выделено 208,9 млрд руб., и многое действительно делается. В частности, в прошлом году на повышение зарплат медикам – прежде всего участковым врачам – пошло более 44 млрд руб. Но для участковых условие получения надбавки – отказ от совместительства и большой объем дополнительной бумажной работы, так что итоговый заработок, по отзывам множества врачей, не становится выше. При этом не становится больше и времени на осмотр одного пациента. В рамках нацпроекта была проведена дополнительная диспансеризация населения в 2006 г. – за осмотр каждого человека медицинским учреждениям выделяли порядка 500 руб., но объем и сроки работы привели, по словам врачей, к низкому качеству работы. Практически диспансеризация свелась к расстановке галочек в бланках.

За период 2006–2007 гг. по плану нацпроекта должно быть модернизировано 65% санитарного автотранспорта и закуплено 6723 автомобиля (без учета реанимобилей), что отчасти уже и сделано. В марте этого года первый вице-премьер Дмитрий Медведев сообщил, что благодаря модернизации автопарка время прибытия “скорой помощи” удалось сократить на 10 минут. Но врачи зачастую оказываются недовольны: новые автомобили “скорой помощи”, выделяемые провинциальным больницам, часто так и остаются в гаражах. Их качество оставляет желать лучшего, и станции “Скорой помощи” предпочитают выезжать на старых, используя нацпроектные машины только для демонстрации начальству.

Для того чтобы качество и доступность шли рука об руку, необходимо одновременно избежать и неэффективности государственного финансирования, и полного перехода медицины на рыночные рельсы. При том что переход на рыночные рельсы давно совершился стихийно. Июльский опрос ФОМ показал, что за прошедший год 42% опрошенных платили за медицинскую помощь. Из тех, кто оплачивает медицинские услуги, об официальных платежах говорит 31% опрошенных, о неофициальных – 11%. При этом 30% опрошенных говорят, что медицинские расходы существенны для их бюджета, и лишь 11% – что не существенны.

Нацпроект – не бессмысленная идея: есть много проблем, которые можно снять за счет финансирования (например, проводимая модернизация оборудования и строительство новых медицинских центров). Но главный итог нацпроекта в том, что он поднял тему реформы здравоохранения и продемонстрировал, что деньги не решают всех проблем.