Наше “Мы”: Послепартийный президент

В очередном опросе, который “Левада-центр” проводил по выборке, представляющей россиян как избирателей, задавались два схожих вопроса. “Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность [...] Дмитрия Медведева на посту первого вице-премьера, ответственного за национальные проекты?” и во втором вопросе – “...Сергея Иванова на посту первого вице-премьера, ответственного за науку, промышленность, транспорт и связь, военно-промышленный комплекс?”

У людей была возможность выбрать ответ “одобряю” или “не одобряю”. Деятельность Медведева одобрили 56%, а деятельность Иванова – 57%. Не нравится их работа соответственно 36% и 39% опрошенных (специалисты считают, что эта разница в один процентный пункт лежит в зоне статистической ошибки).

Кажется, обществу все равно. Но нет. В ходе исследования задавался и еще один вопрос: “Если бы выборы в Государственную думу состоялись в ближайшее воскресенье, стали бы вы голосовать на этих выборах? Если да, за какую из партий вы бы проголосовали?” Отвечающий мог выбрать из списка партий или использовать ответы о том, что он еще не решил вопросы о своем участии и голосовании. И тут интересно посмотреть, связаны ли – и если да, то как – партийные ориентации и отношение к двум якобы одинаковым фигурам.

На фоне ответов населения в целом контрастно выглядят ответы тех примерно 10% избирателей, которые не определились, будут они голосовать или нет. Оказывается, их явно не устраивает деятельность Дмитрия Медведева (40% одобряют, а 50% не одобряют) и не сказать что устраивает деятельность Сергея Иванова (перевес негативных ответов в один процентный пункт).

Но сторонники наиболее значимых партий в целом одобряют деятельность обоих вице-премьеров. Электораты различаются тем, кого из “преемников” они больше одобряют. Похоже при этом, что не сфера деятельности и не уровень активности возможных будущих президентов влияют на отношение избирателей. Последние скорее реагируют на то, в какую колею из двух извечных для российской политики попал каждый из двух вице-премьеров: в принятых сегодня терминах Медведева можно отнести к “питерским либералам”, Иванова – к “питерским чекистам”. Думается, что случилось такое разделение само. Когда Медведев и Иванов начинали свою деятельность как “преемники”, эти различия обществом еще не ощущались, теперь эти различия двум будущим кандидатам чуть ли не вменяются.

Сторонники “Единой России” активно поддерживают обоих лиц, которых они считают указанными президентом. Но Иванову при этом благоволят больше (72:22), чем Медведеву (69:25). И среди возможных избирателей ЛДПР и КПРФ у Иванова чуть больше сторонников, чем у Медведева. Его чаще одобряют сторонники “Яблока”. Работу Медведева одобряют чаще, нежели работу Иванова, сторонники “Справедливой России” и СПС, а также те, кто будет голосовать, но не определился с выбором партии.

Впрочем, всем этим избирателям предстоит еще поучаствовать в парламентских выборах. Возможно, результаты этих выборов заставят их иначе взглянуть на перспективы развития страны, два варианта которого сейчас символизируют образы двух первых вице-премьеров.