Мнения
Бесплатный
Алексей Левинсон
Статья опубликована в № 2131 от 17.06.2008 под заголовком: Наше «мы»: Провинциальная модель

Наше «мы»: Провинциальная модель

В мае, когда прошла инаугурация, «Левада-центр» задал российскому населению три схожих вопроса. Первый звучал так: «Кому, на ваш взгляд, должна принадлежать верховная власть в России?» Ответ «президенту» выбрали 68%, вариант «председателю правительства» – 11%, вариант «Государственной думе» – 9%. А когда далее в интервью последовал вопрос «В чьих руках должна быть сейчас реальная власть в стране?», то из тех же граждан ответ «в руках Медведева» выбрали 38%, «в руках Путина» – 19%. Еще 34% предпочли ответ «в равной степени в руках обоих». На третий вопрос: «В чьих руках будет реальная власть в стране?» – 17% ответили «в руках Медведева», 32% – «в руках Путина». Ответ «в равной степени в руках обоих» в этом случае был самым частым – 40%.

Объяснений такому разнобою в результатах относительно верховенства президентской власти – то ли 68%, то ли 17% – может быть несколько. Простейшее: правы те, кто говорит, что публика еще не разобралась в новой для нее ситуации. Другое: правы те, кто считает, что идет борьба и до ее исхода многие россияне предпочитают не выбирать между главными фигурами и хватаются за вариант ответа «в руках обоих», который избавляет от выбора.

Ну а может быть, это значит, что наши граждане, будучи в принципе сторонниками единовластия и противниками парламентаризма, «по жизни» склоняются к компромиссу в форме диархии? У последней точки зрения сторонников будет очень мало. Со времен сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» повелось считать, что хуже двоевластия для нашей страны ничего не может быть. Между тем на уровнях, которые находятся ниже федерального, свое разделение властей встречается сплошь и рядом. Вряд ли оно задумывалось отцами нашей политической системы так, как задумывалась пресловутая американская система сдержек и противовесов родителями их демократии. Выступающее в формах хронического конфликта между администрациями района и райцентра, области и областного центра, губернии и округа, оно выглядит досадной дисфункцией. Но таковая воспроизводится по всей стране независимо от желания жителей, личностей начальников, особенностей географии и уровня экономики. Видимо, для ее существования есть более глубокие предпосылки. На местах привыкли иметь по две администрации с не вполне разведенными предметами ведения. Такой порядок создает для действующих субъектов не одни лишь неудобства, но и известные преимущества, своего рода люфты и зазоры свободы. Возможно, это стихийно выработанная реакция системы на присущие ей же тенденции к всемерной централизации.

Центр любого уровня, и прежде всего федеральный, рассылает свои импульсы по периферии. Там они перерабатываются, осваиваются и, что сейчас важно, движутся обратно. За последние 10–15 лет многое из политической культуры российской провинции поднялось вверх по капиллярам властной вертикали. Что если и с дуализмом властей произошла такая же «возгонка»?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more