Статья опубликована в № 2132 от 18.06.2008 под заголовком: От редакции: Без страховки

От редакции: Без страховки

Россия стоит на пороге большого скачка – если судить по объему средств, выделенных на строительство, науку и прочие перспективные проекты. Все это будет делаться с помощью госкорпораций и федеральных целевых программ. Менеджерам госпрограмм, чтобы они не увязли в согласованиях, обещана беспрецедентная свобода распоряжаться деньгами налогоплательщиков (см. редакционные статьи «Кошелек в придачу» от 16.06.2008 и «Параллельный мир» от 17.06.2008). А как обстоит дело с контролем?

В случае с ФЦП необходима постановка реальных количественных целей (а не тех, которые обеспечат утверждение программы) и определение санкций за их недостижение (в нынешних условиях санкций не существует). С госкорпорациями сложнее.

Проблема контроля над их деятельностью стала волновать чиновников и депутатов едва ли не сразу после создания нескольких таких структур в прошлом году. Об этом говорили Владимир Путин, Борис Грызлов. Совет Федерации проводил слушания, глава Счетной палаты Сергей Степашин договаривался о контроле «на добровольной основе», Минфин и Минэкономразвития писали отрицательные рецензии на планы создания «Ростехнологий».

Вчера глава РСПП Александр Шохин предложил преобразовать все госкорпорации в ОАО со стопроцентным участием государства, чтобы распространить на них общие корпоративные правила (отчетности в том числе). К сожалению, у этого простого решения есть принципиальный недостаток – после акционирования госкорпорации лишатся конкурентных преимуществ, которые им дает статус НКО. Бюджетный кодекс не позволяет АО быть распорядителем бюджетных средств. Поэтому вначале придется прогнать деньги через «законных» бюджетополучателей. К тому же АО не может просто так взять деньги из бюджета – закон требует, чтобы ему платили за что-то.

При создании госкорпораций предполагалось, что они смогут обеспечить прорыв благодаря тому, что на них не распространяются ограничения бюджетной системы. Проблема в том, что при этом на них не распространяется и система бюджетного контроля: госкорпорации не может проверять ни Минфин, ни Счетная палата, ни правительство. Родовая травма была заложена в законе об НКО, согласно которому жизнедеятельность госкорпораций определяется индивидуальными законами об их создании.

Может быть, стоит просто поправить закон, вписав для госкорпораций обязательства иметь независимых директоров, получать инвестиционный рейтинг, публиковать отчетность по высоким стандартам? Правда, при правке закона в прошлом году Госдума внесла в статью о контроле за НКО специальные дополнительные исключения для Внешэкономбанка, «Роснанотеха», «Олимпстроя», «Ростехнологий», АСВ, «Росатома», а также Центра исторического наследия бывшего президента РФ.

Наверное, можно вписать жесткие индивидуальные правила транспарентности в уже существующие законы о госкорпорациях, но тут тоже все зависит от политической воли совершенно определенных физических лиц и лоббистских усилий заинтересованных групп.

О том, что с течением времени госкорпорации будут акционированы и приватизированы, говорил еще в феврале и тогдашний президент Владимир Путин. В его версии эти структуры сначала достигнут своих целей, станут конкурентоспособны – тогда их можно акционировать и выводить на IPO. Правда, эксперты в один голос отмечают размытость целей (в случае с «Ростехнологиями» по мере согласования пакета предприятий, которые войдут в ГК, регулярно меняется и область приложения сил).

Но путинский прогноз наиболее вероятен: через несколько лет деятельность таких ГК, как, например, «Ростехнологии», будет признана успешной и «скрытая приватизация» (Алексей Кудрин) станет явной. Заранее пугаться не следует: Великобритания, например, в 1970–1980-е гг. продала около 20 госкорпораций, выручив 8,8 млрд фунтов стерлингов. Вот только уверенности в том, что доход от продажи госкорпораций пойдет в бюджет, сейчас быть не может – ведь процесс приватизации будет определяться отдельными законами. Госкорпорации созданы, чтобы быть эффективными, но никто пока не рискнет оценить, какой будет цена их предполагаемой эффективности.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать