Наше «мы»: Кому кого бояться?

В давнюю ельцинскую эпоху Россия, как теперь предлагают считать, стояла на коленях. Обычно не объясняют, перед кем; надо полагать, перед Западом. Не потому ли тогда (данные ВЦИОМ от августа 2000 г.) 57% россиян говорили, что у «стран Запада, входящих в блок НАТО, нет основания опасаться России»? (28% думали иначе.) А вот у России-то есть основания опасаться этих стран Запада, полагали 54% ее жителей. Треть россиян с этим не были согласны, но в целом выходила вроде как понятная картина отношений слабенького и сильного.

Между тем тогда в ходу были другие представления о Западе и НАТО. Пусть уже забыли о переселении в «европейский дом», но еще поговаривали о возможном вступлении в этот блок. Даже в 2002 г. сближение с НАТО все еще считали «соответствующим интересам России» 48%, а «идущим вразрез с ее интересами» – 23%. Может быть, это и было проявлением слабости. А может быть, столь многие еще позволяли себе думать о прекращении вековечной вражды с этим пресловутым Западом. Теперь не узнать, ведь с 2005 г. определенно преобладает мнение, что сближение с НАТО идет «вразрез с интересами России». Сторонников сближения к прошлому году оставалось менее 30%.

Сегодня мы встали с колен во весь рост, достали и показали всем свои очень толстые и длинные ракеты. Чтобы в НАТО снова начали нас бояться. Или чтобы мы могли думать, что они испугались. Правда, пока не видно эффекта. Результаты июльского опроса этого года в точности такие, как те, что получены в июне 2006 г. – до этих впечатляющих демонстраций. И если говорить всерьез, вместе они не имеют принципиальных отличий от описанных выше данных 2000 г., относимых нами к «прошлой эпохе».

В самом деле, в нынешнем июле столько же людей, сколько и тогда (60%), заверяют, что оснований опасаться России у стран Запада, входящих в блок НАТО, нет. Отдельные воинственные мужчины (36%), реже женщины (29%) признают, что такие основания все-таки есть, но в глазах большинства ситуация выглядит совершенно противоположным образом. Это у России есть «основания опасаться стран Запада, входящих в блок НАТО». Так полагают 62%. И оказывается, что среди мужчин опасающихся куда больше (65%), чем среди женщин (59%). Тех, кто заявляет, что бояться НАТО не надо, набирается среди женщин 29%, а среди мужчин – 28%.

Итак, мы миролюбивые, они агрессивные, нас бояться нечего, а вот от них идет угроза – это очень старая фигура отечественного представления о себе и о своих партнерах, прежде всего западных. Оно старше всех нынешних политиков, и не они им управляют, а оно ими. Впрочем, оно для политики весьма удобно, позволяет для себя и для своей публики обосновать при нужде и мягкость, и жесткость в отношении этих партнеров. Плохо, однако, что всю политику оно сводит к вопросу, кому кого бояться. Нынешним политикам, да и нынешней публике, хорошо бы выйти вон из пределов этой убогой парадигмы страха.