Сергей Чемезов

А теперь еще и «Норильский никель». То есть формально Чемезов ни при чем: эксплуатировать его управленческие качества решил Внешэкономбанк, который выдвинул гендиректора «Ростехнологий» на место в совет. Но разве кто-то поверит, что ВЭБ сделал это, не посоветовавшись? Или что Чемезов будет «спящим» членом совета такой гигантской компании? Да как бы не так: первым замом гендиректора «Норникеля» уже стал Олег Пивоварчук, работавший в команде Чемезова на «АвтоВАЗе». А номинированный в совет бывший глава администрации президента и председатель совета директоров РАО ЕЭС Александр Волошин оказался в двусмысленном положении. Ведь ни Волошин, ни Чемезов не согласятся на роль «запасного». И акционерам «Норникеля» – UC Rusal, «Интерросу», Михаилу Прохорову – придется голосовать за обоих: кому хочется и без того в сложной ситуации наживать себе врага?

Я удивляюсь смелости гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Многие бы побоялись брать на себя ответственность за четыре с лишним сотни предприятий в разгар финансового кризиса, переходящего в экономический. Если бы еще четыре сотни магазинов у дома, молочных комбинатов или хлебопекарен, не требующих больших вложений, техперевооружения, глубокой оценки спроса и предложения. Но оборонные заводы, «АвтоВАЗ», несколько крупных авиакомпаний, крупнейший в стране экспортер вооружений, главный производитель грузовиков, металлургия! Только от масштаба просто захватывает дух – плюс ворох проблем: среди четырех сотен есть активы с долгами (общая сумма – более 120 млрд руб.), а есть просто банкроты («Красэйр» и другие авиакомпании).

Я бы с радостью поверила, что Чемезов – российский Ли Якокка и Джек Уэлш в одном лице. Но именитые менеджеры закатывали рукава, реструктурировали бизнес гигантских компаний, одновременно вдохновляя на трудовые подвиги многотысячные массы людей. Российские менеджеры пока прибегают к другой технологии: пользуясь административным ресурсом, создают «ситуации» и «комбинации», используя близость к власти, получают все новые сферы влияния, активы и деньги. Пример «ситуации» – «Норникель». А вот и пример «капитализации»: «АвтоВАЗ» и «Камаз» оформляют кредиты Сбербанка и ВТБ на выгодных (по нынешним временам) условиях (см. статью на А1).