От редакции: Другой путь

Антикризисная стратегия, таким образом, пока не работает. Чтобы заставить банки кредитовать реальный сектор, правительство будет выдавать государственные гарантии по кредитам в дополнение к залогам, которые компании предоставляют банкам в качестве обеспечения по займам. На гарантии пойдет 300 млрд руб., выдавать их планируется на срок до пяти лет, причем по упрощенной процедуре. Государство готово поручаться только за тех, кто берет кредиты в государственных же банках – Сбербанке, Газпромбанке, ВТБ и Россельхозбанке.

Реальный сектор не дождался почти ничего из 5,7 трлн руб., выделенных государством на спасение экономики. Банки, которым были выданы эти деньги, предпочли вложить их в валюту или решить какие-то другие задачи, но только не задачу кредитования реального сектора: ставки по кредитам зашкаливают за 20% годовых, а требования к заемщикам и залогам сильно ужесточились.

По данным ЦБ, портфель кредитов компаниям в октябре увеличился только на 2,1%, или на 247 млрд руб. Банки либо просто запасали деньги, либо вкладывали их в валюту: объем наличных средств по сравнению с сентябрьским уровнем вырос на 31%, и сразу на 41% подскочил объем средств банков в иностранной валюте на корсчетах в банках-нерезидентах.

Второй шаг в этом направлении – масштабная национализация экономики. Премьер Владимир Путин вчера сказал, что не исключает широкомасштабного вхождения государства в капитал крупных предприятий, если применяемые сейчас меры окажутся недостаточными для того, чтобы государственные деньги дошли до получателей.

Каким образом будет организовано вхождение в капитал, Путин не объяснил. Это может быть выкуп допэмиссий акций или переход долей в капитале в госсобственность в обмен на погашение долгов. Правительство уже выделило 175 млрд руб. на поддержку фондового рынка, на эти деньги ВЭБ сейчас на рынке покупает акции ведущих российских компаний. Правда, для того, чтобы банки восприняли участие государства в капитале как гарантию возврата кредита, его доля должна быть достаточно весомой. В любом случае расходы на вхождение в капитал будут измеряться сотнями миллиардов рублей.

Насколько оправданна национализация экономики в качестве антикризисной меры? По логике, благодаря госгарантиям и госучастию банковские риски по кредиту снижаются.

Это помогает не только убедить банк выдать кредит, но и снизить стоимость займа или уменьшить залог. Действует ли эта закономерность в кризисное время, мы увидим совсем скоро. Уже после Нового года станет ясно, сколько предприятий реального сектора благодаря этому получило необходимые кредитные ресурсы. К тому же вхождение государства в капитал может быть само по себе финансовой поддержкой.

Но в отличие от всех предыдущих антикризисных мер последствия этой будут гораздо более значительными и долгосрочными. Чиновники рассуждают так: доли в капитале компаний, полученные сейчас по дешевке, после восстановления экономики можно будет с выгодой продать. Этот расчет оправдается, только если в руках государства окажутся качественные активы.

Но есть большая опасность, что за помощью к государству обратятся скорее слабые и неэффективные компании, а государственная поддержка просто продлит их агонию. Например, госгарантии предполагается выдавать предприятиям оборонно-промышленного комплекса, автопроизводителям и авиаперевозчикам. Многие из них находятся не в лучшем положении. Так что из кризиса государство рискует выйти не только с истощенным бюджетом (поскольку ему, возможно, придется платить по долгам спасаемых компаний), но и с пакетами ничего не стоящих акций.

Для сравнения: опубликованный вчера план спасения экономики Франции тоже предполагает существенную помощь предприятиям реального сектора. Но не оплатой их счетов, а отсрочкой налоговых долгов на три года (будет стоить бюджету 3,8 млрд евро), отсрочкой выплат по кредитам (3 млрд евро) и переносом выплаты налога на прибыль с декабря на апрель (4 млрд евро). И никакой национализации не понадобится.