Статья опубликована в № 2400 от 16.07.2009 под заголовком: От редакции: Самострахование

От редакции: Самострахование

Здоровье будет дорожать и в России, и в мире. Нужно готовиться именно к этому и даже не надеяться на помощь государства. Вопрос в том, как поддерживать здоровье на достойном уровне и кто за это будет платить. Бесплатное или дешевое и одновременно качественное здравоохранение уже никогда не вернется.

В большинстве стран в последние годы был отмечен не только абсолютный рост расходов на здравоохранение, но и увеличение их доли в ВВП. По данным Всемирной организации здравоохранения, в США в 2000–2006 гг. они выросли с 13,2% до 15,3% ВВП, в Испании – с 7,2% до 8,4%, в Польше – с 5,5 до 6,2%. В России в этот период они оставались на одном уровне – 5,4%. По медицинским расходам на душу населения по паритету покупательной способности ($698 на человека) наша страна находится на одном уровне с Бразилией ($674) и существенно отстает не только от развитых стран, но и от бывших социалистических государств и прибалтийских соседей.

Страны существенно отличаются по соотношению бюджетных и частных расходов на медицину. В большинстве стран Европы, а также в Канаде, Японии и Австралии от 70% до 85% затрат несет государство, в США, Бразилии и Китае преимущественно платят сами пациенты. Россия находится посередине – бюджет оплачивал в 2006 г. 63% расходов на здравоохранение. Быстрый рост расходов в абсолютном выражении – по данным Росстата, почти четырехкратный в 2005–2008 гг. – пока не привел к качественным улучшениям в медицине. Две трети россиян, по данным «Левада-центра», считают, что не могут получить качественного лечения. Люди, прибегающие к услугам формально бесплатного здравоохранения, оказываются перед альтернативой: подолгу дожидаться очереди или платить непосредственно врачу, медсестре или сиделке в больнице. Платная медицина стала реальностью отечественной жизни. По данным социологов, в последние годы за прием врача и процедуры платили около половины трудоспособных россиян, их расходы на здравоохранение росли быстрее государственных.

Сергей Шишкин и Лариса Попович из Института экономики переходного периода в докладе «Анализ перспектив развития частного финансирования здравоохранения» показывают, что сделать платные услуги более доступными будет хотя и непросто, но возможно.

Авторы полагают, что необходимо устранить административные барьеры для участия частных клиник в предоставлении медицинской помощи, гарантируемой и финансируемой государством, ввести полную оплату их услуг в рамках обязательного медстрахования (ОМС).

Реформа ОМС встретит сопротивление лоббистов и в период кризиса потребует большой политической воли. Не просто будет выбрать и механизм участия россиян в финансировании медицины. В ряде стран Европы, в том числе и в странах Балтии, действует система соплатежей. Люди доплачивают за первичный прием, стационарное и специализированное лечение. Суммы доплаты ограничены: например, в Германии пациенты госпиталей должны платить 10 евро за день пребывания, но не больше чем за 14 дней в год. Размеры соплатежей, как правило, незначительны по сравнению со стоимостью услуг, а малоимущие и хронически больные платят меньше или освобождены от доплаты. Однако в России, где финансовые гарантии помощи в рамках ОМС отличаются в зависимости от региона в 10–15 раз, точно рассчитать размеры соплатежей сложно.

Введение медицинских накопительных счетов, открытие которых в США, Корее и Сингапуре стимулируют налоговыми льготами, также ставит качество помощи в зависимость от доходов. А значит, необходимо добровольное медицинское страхование (ДМС). В США ДМС составляет две трети частных расходов на медицину, во Франции – свыше 60%, в России – около 10%. По данным доклада, в 2008 г. добровольную медстраховку имели около 15% россиян, причем три четверти полисов оплачивали работодатели.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать