Основы религии перемен

За стремлением государства ввести – в той или иной форме – предподавание основ религии стоит не только влияние православной церкви, мне кажется. Возможно, наши начальники, как это часто бывает, следят за опытом Китая. Следят или нет, а в Китае в последние годы и борьба с религиями слабеет и распространяется убежденность, что рыночной экономике нужна нравственная "подкладка" – иначе плохо работает экономика. Экономист Чжао Сяо (Zhao Xiao, между прочим, директор по макростратегии Экономического института при Комисси по управлению активами при Госсовете КНР) прославился несколько лет назад статьей с таким названием "Рыночная экономика с церквями и рыночная экономика без церквей". Статья была написана под впечатлением о большой поездке через США. Вот выдержки из нее, взятые из книги God is Back Миклтуэйта и Вулдриджа (я ее сейчас читаю): "Ключ к коммерческому успеху американцев не в их природных ресурсах, их финансовой системе или их технологиях, а в их церквях, в том ядре, которое связывает американцев в единое целое... Только благодаря вере рыночная экономика может получить душу". Вот интервью с этим человеком.

Это не просто слова. В Китае очень быстро распространяется христианство (хотя государство благосклоннее настроено к буддизму и конфуцианству), причем на неформальном уровне и, если верить авторам God is Back, среди относительно успешных активных людей, специалистов, менеджеров. Существует множество домашних церквей – люди собираются по 15-20 человек, читают молитвы и обсуждают фрагменты из Бибилии. Они проводят прямые параллели со своей посвседневной жизнью, пытаются понять, что такое откровение, что такое любить ближнего и любить врага. Они чувствуют в религии, которая для них нова, энергию развития. Быстрее всего распространяются в КНР протестанские ветви – протестантов там около 65 млн, католиков - 12 млн. Для сравнения буддистов – 100 млн, по официальным данным.

Влияние религий, самых разных, растет в мире в целом – причем в развивающихся странах "новая религиозность" принимает массовые масштабы. Эта новая религиозность по преимуществу не церковная в традиционном понимании. Люди ищут, как религия может им помочь продвинуться в жизни, лучше жить, больше зарабатывать. "В Европе церковь старая. Здесь она новая. Религия – признак высоких идеалов и прогресса. Духовное и материальное богатство идут рука об руку. И поэтому мы победим", – говорит в интервью Миклтуэйту (главный редактор The Economist) организатор одной из домашних церквей в Китае.

Вот такая церковь. Все, что я знаю о нашей церкви, говорит мне, что у нас все по-другому.