Уровень агрессивности можно изменить

Хочется найти в происходящем светлые стороны. И это не так трудно, как кажется. Если отвлечься на минуту от воинственной риторики, транслируемой по телевизору, и увидеть нашу ситуацию в перспективе хотя бы нескольких веков, то ситуация окажется совсем не безнадежной.

Экономика и культура делают нас более спокойными и мирными. Насилия в человеческих отношениях за последние 600–700 лет стало гораздо меньше. Во много раз снизилась и доля населения, гибнущего в войнах. Изменений в человеческой природе за такой короткий промежуток произойти не могло, значит, дело в развитии культуры и экономической взаимозависимости.

Возьмем перспективу тысячелетий. Человеку как биологическому виду завязывать групповые драки (войны) не свойственно, пишет Джон Хорган в статье «Выиграть решающую битву» в журнале New Scientist. Статистически гораздо чаще человек ищет мирных решений, чем ведет себя агрессивно по отношению к другому. Антрополог Даглас Фрай считает, что на протяжении 99% истории человека как вида коллективных драк (индивидуальные столкновения, конечно, были) между людьми почти не было и начались они при переходе к оседлому образу жизни, меньше 20 000 лет назад.

Возьмем перспективу нескольких миллионов лет. Работы ученых, изучающих поведение приматов, указывают на то, как снизить риск конфликтов. Приматы, как и люди, склонны враждебно относиться к чужакам. Но уровень агрессивности обезьян можно изменить. Франсу да Валу из Университета Эмори в Атланте удалось снизить конфликтность обезьян, увеличив их взаимозависимость. Снижению числа драк помогают и равные условия доступа к еде, и необходимость сотрудничества для доступа к еде.

Глобальные конфликты между странами сдерживаются теми же факторами, которые действуют и в сообществах приматов. Шимпанзе будут атаковать, только будучи уверенными в своем подавляющем преимуществе в силе, говорит в интервью Хоргану Ричард Рэнгем, биолог из Гарвардского университета.

Баланс сил и взаимозависимость между странами, как показывает история, служат умиротворяющими факторами и для людей. Умиротворяюще действует и возможность принимать решение об агрессии коллективно. Люди, находящиеся в своем уме, не голосуют за конфликты. Войны последних 60 с чем-то лет – это региональные столкновения, у которых всегда есть частные инициаторы, действующие либо в политической, либо в коммерческой логике (либо и в той и в другой). Только с помощью оболванивающей пропаганды можно убедить человеческое сообщество в необходимости агрессии. Именно так и действует «элита», чтобы отправить воевать простых граждан и заработать на войне.

Серьезнейший антивоенный фактор – экономический рост. Возможность обогащаться, не грабя соседа, – без преувеличения величайшее достижение человечества последних 200–250 лет, времени бурного индустриального развития. Но не все об этом знают. Тем, кто внушает по телевизору гражданам, что дележ еды и денег – единственная форма жизни на земле, пора засесть за книги и узнать, что такое экономический рост и как его добиться.