Чиновники напрасно спешат ввести электронную идентификационную карту гражданина

Поспевание за прогрессом обходится России очень дорого. Законопроект «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» ко второму чтению в Думе должен быть дополнен Положением об электронной идентификационной карте. Положение готовит правительство, и от того, что оно напишет, зависит многое.

Сам законопроект, как известно, направлен на повышение качества и доступности государственных услуг и, в частности, предполагает, что многие из них будут предоставляться в электронном виде. Электронная идентификационная карта гражданина – логичное продолжение этой заботы: с ее помощью все необходимые данные о гражданине можно будет получить в несколько секунд без всяких справок и, соответственно, сразу оказать ему нужную услугу.

Об этом говорит и опыт других стран: системы идентификационных карт уже существуют и облегчают жизнь во многих государствах. В Эстонии, например, ID-карта является удостоверением личности, позволяет участвовать в интернет-голосовании на парламентских выборах, пользоваться финансовыми и транспортными услугами и т. п.

В России введение идентификационных карт столкнется с несколькими серьезными ограничениями. Идентификационная карта – достаточно сложное устройство, требующее развитых технологий производства микропроцессоров, а также соответствующей инфраструктуры (каналов связи, сетей, серверов, кардридеров), единых стандартных требований к программному обеспечению, защите информации. Это потребует огромных бюджетных расходов, особенно если речь идет об охвате всего населения.

Сейчас в регионах существуют так называемые социальные карты, магнитные. Они позволяют унифицировать предоставление социальных услуг. Однако, по мнению экспертов, основная польза от таких карт не в удобстве обладателя, а в том, что местные власти смогли разобраться с запутанной системой социальной помощи. Но инфраструктура даже для таких простейших карт недостаточна.

Может быть, и правительственный проект посвящен лишь некоему федеральному стандарту социальной карты? По крайней мере, это было бы дешевле. Но нет, судя по тексту законопроекта, карта должна обеспечивать использование электронной цифровой подписи – без чипа тут не обойтись.

Существуют и культурные ограничения. Возможны разные технологии идентификации – в ряде стран они предполагают создание единого реестра населения и присвоение каждому индивидуального номера. Это можно оценивать как нарушение прав и свобод личности – и в ряде других стран создание такого реестра законодательно запрещено или долгое время оспаривалось в ходе общественной дискуссии. В России введение такого единого реестра обсуждается достаточно давно и, судя по всему, новое положение о карте будет содержать такой пункт. Можно вспомнить о том, какие споры велись вокруг ИНН, и спрогнозировать новую волну возмущения.

В рамках существующей в России управленческой среды (коррупция, непрозрачность, неподконтрольность) риски неправомерного использования такой централизованной базы данных возрастают.

Впрочем, есть и технологии, позволяющие обойтись без единого реестра. Но технологические ограничения сами по себе в России достаточно серьезны. Мы не можем быть уверены, что выбраны будут правильные решения, а исполнение будет качественным. История последних технологических новаций (ЕГАИС, «Глонасс», биометрические паспорта) показывает, что заказы получают в основном государственные или близкие к государству компании, разработанные ими системы работают с серьезными сбоями.

Приходится констатировать, что чиновники в сложных технологических проектах пытаются опередить время. Это не значит, что подобные проекты не могут быть реализованы. Просто в их стоимость надо заранее включать издержки на коррупцию, на некачественную работу, на многократные и долгие доделки. Ведь на организации процесса повышения доступности государственных услуг тоже можно неплохо заработать.