Власти не сделали выводов из предыдущего подрыва "Невского экспресса"

Подрыв «Невского экспресса» на границе Новгородской и Тверской областей, увы, не первая страшная трагедия на отечественных железных дорогах. Предыдущий теракт с сопоставимым числом жертв произошел почти шесть лет назад, в декабре 2003 г., на станции Ессентуки Ставропольского края. Тогда бомба, взорванная террористом-смертником в электричке, убила 47 человек, еще 180 были ранены. Однако нынешний шок, если судить по блогосфере, оказался куда более мощным, чем шесть лет назад. Взрыв в центре страны, на пути между двумя столицами, стоил жизни двум высокопоставленным чиновникам и коснулся тысяч наиболее активных граждан, курсирующих из Москвы в Петербург.

Но дело не только в этом. Центральные телеканалы, демонстрируя сюжеты о последствиях теракта с места крушения поезда, с вокзалов и из больниц, где лечат пострадавших, сами того не замечая, стали коллективным майором Дымовским.

Их репортажи вслед за видеороликами бывших сотрудников силовых структур показали широкой аудитории повседневную опасность неэффективной работы спецслужб. Миллионы наших сограждан, которые ездят на поездах и электричках, почувствовали себя беззащитными. Многие, вероятно, задавали себе вопрос: как стало возможным подобное злодеяние?

Октябрьская железная дорога – третья в стране по числу пассажиров дальнего сообщения (24,5 млн человек) и вторая (109 млн) – по пригородным перевозкам. Кроме того, рельсовым сообщением между Москвой и Петербургом регулярно пользуются важные чиновники. Хотя бы поэтому железнодорожники и спецслужбы должны были пристально следить за безопасностью этой дороги. Этого не произошло.

Происшедший в августе 2007 г. подрыв пути на магистрали неподалеку от Малой Вишеры обошелся без жертв (30 человек были госпитализированы). Это могло смягчить приговор двоим из обвиняемых в том взрыве (неделю назад они получили весьма небольшие сроки: два с небольшим года лагеря общего режима), но должно было насторожить силовиков, отвечающих за обеспечение безопасности дороги. Особенно тех участков, где крушение может привести к большим жертвам.

По словам экспертов, эти участки нужно было оснастить техническими средствами, которые фиксируют земляные работы не только на железнодорожном полотне, но и на некотором отдалении от него. Кроме того, был необходим особый надзор за целостностью пути и насыпи. Наконец, как говорят эксперты из числа бывших сотрудников спецслужб, нужна кропотливая агентурная работа, которая позволяет отслеживать появление подозрительных лиц неподалеку от потенциально опасных мест. Президент РЖД Владимир Якунин заявил: «Подрыв произошел по схеме, очень напоминающей [происшествие] трехлетней (на самом деле – два года и три месяца. – «Ведомости») давности». Получается, спецслужбы не сделали должных выводов из бескровного теракта и нынешняя авария обернулась катастрофой с многочисленными жертвами.

Подобный пример неэффективности спецслужб – не единственный. Наглядное подтверждение этому – нападения боевиков на Назрань, Беслан и Нальчик, продолжившиеся в последние годы терактами против ключевых местных чиновников и силовиков. Режим усиления и отмена прямых выборов губернаторов не остановили и не могли остановить боевиков. Нальчик не стал вторым Бесланом по числу погибших не благодаря превентивной работе спецслужб, а потому, что боевики не атаковали школу, детский сад или больницу.

Государство и спецслужбы показали, что они плохо учатся даже на собственных ошибках и не могут обеспечить безопасность даже тех объектов, в бесперебойной работе которых сами заинтересованы. Возможно, это отразится на восприятии действительности теми, кто многие годы верил телевизионной картинке благополучия и стабильности. Даже они могут усомниться в ее достоверности.