Кризисный год показал, что Россия покоится на советском фундаменте

Год заканчивается, и все яснее становятся очертания остова, на котором росла и развивалась постсоветская Россия. Советское наследие – не просто материал для историков. Это фундамент, на котором стоит страна. Можно ли его укрепить или нужна полная перестройка? Не ответив на этот вопрос, нельзя реформировать экономическую и политическую систему России. В уходящем году стало еще очевиднее, что советское наследие огромно и неоднородно. Оно состоит как минимум из трех групп факторов: физических, институциональных и социальных.

1. Физическое наследие – это инфраструктура, заводы и города. Сталин гордился тем, что не пошел на поклон к западным банкирам за деньгами на индустриализацию. Поначалу за стройки социализма платили, разоряя деревню и вывозя за границу хлеб, который был нужен внутри страны. Платили и все последующее время – субсидиями и льготами. Но счет, выписанный советскими руководителями будущим поколениям, до сих пор не оплачен. Мы продолжаем платить: на днях правительство объявило, что первые 20 проектов поддержки моногородов, предполагающие многомиллиардные субсидии и кредиты, будут начаты в I квартале 2010 г. Но это только начало. По данным Института региональной политики, в нашей стране более 400 городов с узкой экономической специализацией. В них живет около 25% городского населения страны.

2. Институциональное наследие – это советские организации и традиции, переместившиеся из плановой в рыночную среду, не претерпев глубоких изменений. Правоохранительная сфера – один из примеров. Наследие «социалистической законности», для которой государственная целесообразность была важнее прав граждан, сказывается до сих пор. Главной мерой пресечения остается арест, оправдания в суде остаются исключениями, суды находятся под влиянием исполнительной власти (см. доклад «Судебная система России: состояние и проблемы»). Как и в случае с другими советскими институтами, исчезнувшее идеологическое и административное содержание заместилось коррупционным механизмом. То, что эта часть фундамента рушится, – признано официально. Президент Медведев заявил вчера, что подпишет указ о реформе МВД. Судебная система – в состоянии вечной реформы.

3. Социальное наследие – возможно, самая трудная часть. Три поколения советских людей прожили в условиях государственной монополии на коллективность. Теперь свои проблемы каждый решает сам по себе. Собственная дача, хлебная должность или нефтяная компания важнее какого-либо общего дела. Россияне освоили тактику «ускользания от взаимности, обязательств и подотчетности» (см. «Постсоветский человек и гражданское общество», исследование «Левада-центра»). Именно поэтому властям с россиянами легко – мы интересуемся только тем, что касается нас лично, не отстаиваем общие интересы.

Таков беглый взгляд на фундамент современной России. Сколько он еще продержится и можно ли на нем строить – вот вопросы, на которые мы будем пытаться ответить в будущем году.