Российская милиция унаследовала советскую структуру и монетизировала ее

Решение президента реформировать милицию, во-первых, назрело, во-вторых – его недостаточно.

Основные положения подписанного вчера указа – сокращение численности на 20%, переход на полностью федеральное финансирование, изменение правил отбора. Ответственность за изменения возложена на само Министерство внутренних дел (см. также статью на стр. А2).

Президент, как и в случае с реформой ФСИН, достаточно оперативно отреагировал на увеличение числа скандалов, связанных с работой силового ведомства, и рост общественного недовольства милицией.

Однако план реформы МВД носит эволюционный характер и уже поэтому вызывает большие сомнения. Депутат Андрей Макаров, когда заявил в ноябре: «Модернизировать МВД, реформировать МВД невозможно, его можно только ликвидировать», выразил сущностную проблему (см. также колонку «Фундамент России» на этой странице).

«Другой милиции у нас нет», – парировали генералы и тоже были правы. Она и не может быть другой. Наша милиция – это советский институт, ориентированный на защиту интересов государства и борьбу с абстрактной преступностью, но не на защиту прав и безопасности граждан. То, что после распада СССР многие милиционеры монетизировали свои служебные полномочия по изъятию собственности и лишению свободы за счет предложения соответствующих услуг на рынках, – институциональная проблема, основа существования милиции в ее нынешнем виде.

Ключевой вопрос преобразований МВД – что и как сделать, чтобы главной целью работы милиционеров (или полицейских) стало не число задержанных и протоколов, а безопасность граждан.