В России путаница с делением на право-лево

Забавная полемика случилась у вице-премьера Алексея Кудрина с партией «Единая Россия» – в телеинтервью Владимиру Познеру Кудрин охарактеризовал ЕР как «левоцентристскую» партию. Из контекста разговора следовало, что политику российского кабинета министров он считает «правоцентристской».

Кудрину хочется выглядеть респектабельной альтернативой ЕР в глазах бизнеса и экономистов. Однако ровно ничего правоцентристского в путинском правительстве нет. В России давно существует путаница с делением на «право-лево» в политическом спектре: еще в конце 1980-х сторонники демократических перемен величали «правыми» коммунистических реваншистов во главе с Егором Лигачевым. Путаница продолжается: недавно в моем блоге ряд оппозиционно настроенных читателей бросились доказывать мне, что в России у власти «правое» правительство.

Помилуйте, друзья, какое же оно правое? Вовсю проводит национализацию, повышает налоги. По данным EBRD Transition Report, доля частного сектора в ВВП России снизилась с 70% в 2004 г. до 65% сегодня – среди переходных экономик мы единственные с таким трендом. После объявленного повышения ЕСН и ползучего увеличения региональных налогов налоговая нагрузка на российскую экономику возрастет в 2011 г. примерно на 2% ВВП по сравнению со средним уровнем последних лет. Доходы от приватизации федерального имущества, еще в 2003 г. составлявшие 0,7% ВВП, сейчас составляют 0,03% ВВП – приватизация свернута. В экономике вводятся новые регуляторные ограничения – от закона о торговле до идеи о балансовом регулировании поставок нефти.

Это профиль типичного левацкого правительства. Еще не Чавес, но дистанция уже не так велика. Сбылась мечта Примакова – Маслюкова.

Де-факто свершившийся в России левый поворот в экономической политике, правда, вовсе не способствовал укреплению социальной справедливости. Но давайте честно: полевение экономической политики редко приводит к справедливости, гораздо чаще – к всевластию бюрократии, подавлению свободы предпринимательства, стагнации или спаду. Именно это, возможно, ждет нас в ближайшем будущем – например, повышение налоговой нагрузки в 2011 г. в состоянии серьезно помешать посткризисному оживлению экономики, а в контролируемых государством отраслях из рук вон плохо с производительностью труда.

Левые идеи, увы, доминируют и среди российской оппозиции. Крен в сторону социал-популизма в поисках народной поддержки объясним, однако экономика в такой ситуации оказывается в безвыходном положении – и власть, и оппозиция против нее.

Несколько лет назад идея левого поворота в России с легкой руки Михаила Ходорковского ассоциировалась с новой волной демократизации и виделась альтернативой путинской политике. Но левый поворот в России уже случился и оказался связан с Путиным. Результаты далеко не блестящи. Стране необходим правый поворот?