Игры в сети - хит бизнес-сезона

Меньше чем за год малоизвестная компания из Екатеринбурга умудрилась заработать $20 млн на рынке, который целиком оценивается в $30 млн. Занять две трети рынка игр для социальных сетей разработчику I-Jet позволила компьютерная игра «Счастливый фермер». I-Jet запустила игрушку в социальной сети «В контакте» весной прошлого года.

Ничего особенного I-Jet не придумала: в крупных соцсетях по всему миру работают сотни «ферм» от разных разработчиков. Конкретно эту сделали китайцы, I-Jet ее только лицензировала для России (перевела и доработала). Но, похоже, компания попала со своей игрой в нужное время в нужное место. Не избалованные играми российские завсегдатаи соцсетей ринулись выращивать виртуальных свиней, и уже в первые две недели «фермер» набрал больше миллиона участников. Они оказались готовы не только играть, но и платить – например, за улучшенный корм для коров или защиту для подсолнуха. Набежало $20 млн.

Идея заняться играми пришла основателю I-Jet Алексею Костареву и двум его партнерам около пяти лет назад. Тогда выяснилось, что основной – провайдерский – бизнес их компании «Медиальт» генерирует заметно меньше прибыли, чем ее же отдел развлекательных сервисов. Партнеры решили провайдера продать и сосредоточиться на играх. Вряд ли, кстати, они много выручили от этой продажи: покупателем в 2005 г. стал крупный екатеринбургский провайдер «Кабинет», год спустя «Национальные кабельные сети» целиком купили его примерно за $3 млн (оценка «Финама»).

I-Jet начала с того, что выпустила на собственном портале игру «Мафия» – компьютерный вариант психологической ролевой игры. «Мафия» публиковалась на Rambler, затем на Facebook. Поработав с Facebook, Костарев и партнеры поняли, что будущее – за играми в социальных сетях. И начали договариваться с другими разработчиками (в частности, с китайскими) об издании их игр в России. Сейчас у I-Jet 28 игр, из них семь собственных, остальные лицензированные. «Фермер» – самый успешный.

Конечно, I-Jet приходится делиться: половину доходов забирает «В контакте», еще четверть – китайский разработчик. Но при затратах в десятки тысяч (лицензирование, серверы) выручка в $5 млн – тоже неплохо.