Армия как средство переделки граждан

Недавний опрос «Левада-центра» среди российской молодежи (18–30 лет) показал, что свой главный долг перед государством молодые мужчины и женщины видят, во-первых, в том, чтобы «овладевать полезными знаниями и профессиями» (60%), во-вторых, в том, чтобы «создавать семьи и рождать потомство» (50%). Установки молодежи на то, чтобы овладевать знаниями и растить детей, при всей их простоте отвечают самым насущным задачам сегодняшней России, которой угрожают как серьезное отставание в научно-технической области, так и серьезное сокращение населения.

То, что «юноши должны проходить службу в Вооруженных силах», в их ответах отходит на третий план. Так отвечают около 40% всех опрошенных. Но доля ставящих на главное место именно военную службу гораздо выше среди тех молодых людей, кто к 18 годам так и не получил среднего образования (46%). Для парней из этой категории призыв в Вооруженные силы – неплохой выход из ситуации, когда работа не светит, а срок – вполне. Реже всего об армейской службе как о долге говорили те молодые люди, у кого уже есть или скоро будет высшее образование (36%). Даже мужской их части при действующих законах и инструкциях не предстоит служить. Значит, они занимают такую позицию не по личным причинам. Причин общественных несколько. Это может быть понимание того, что угрозы отсталости и депопуляции для России сейчас куда насущнее, чем военная опасность. А если таковая возникнет, то для ее отражения призывная армия, какой мы ее знаем теперь, не годится. И не годится в первую очередь потому, что как раз в призывной своей части и функции давно служит каким угодно, но только не провозглашаемым целям «Родину защищать!». Может быть, сказывается столь давно сложившийся, что кажется естественным, антагонизм между высшей школой и армией. Общеизвестны (хотя неверны) суждения, что в вузы идут, «чтоб не служить». Известны (и, увы, верны) суждения про негативные воздействия месяцев, проведенных в казарме, на дальнейшие возможности обучения и занятий наукой.

Все это знают не только молодые респонденты. Это знают солидные люди в погонах и без. Но они отличаются тем, что чувствуют еще одну угрозу. Она состоит в том, что еще немного, и может рухнуть весь порядок вещей, построенный на службе по призыву как долге и обязанности якобы перед Родиной, а на самом деле перед ними.

Правы те, кто в их позициях видит корысть, например использование дармового солдатского труда и т. п. Но они стремятся сохранить эту армию еще и как средство переделки граждан в тех, кого они называют «настоящими мужчинами», а в армии зовут «дедами», т. е. теми, кто и сам был унижен, и умеет других унизить. И они защищают этот строй, который есть нечто гораздо большее, чем их узкий материальный или политический интерес. Они и в самом деле защищают страну – такую, какая нужна им. Защищают от молодых людей, которым нужна другая.