Статья опубликована в № 2691 от 15.09.2010 под заголовком: Цифра недели: В два раза

Реформа транспортного налога столкнется с серьезным противодействием

На этой неделе чиновники Минпромторга рассказали «Ведомостям», как они собираются решать проблему избавления от автохлама на дорогах (действующая программа утилизации ведь направлена вовсе не на это). Идея проста. На машины с двигателями класса ниже «Евро-4» базовая ставка транспортного налога будет повышена до двух раз, если речь идет об автомобилях, выпущенных до 2006 г., а на машины с двигателями, удовлетворяющими «Евро-5» и выше, напротив, снижена на 30%. Правда, регионы смогут нивелировать этот эффект, повышая и снижая ставку.

Эти предложения автовладельцам явно не понравятся – достаточно посмотреть читательские комментарии на сайте «Ведомостей» к заметке на эту тему. Но из-за чего шум? Убирать автохлам с дорог необходимо – он небезопасен, да и чадят двигатели старых машин, особенно советско-российского производства, прилично. А чуть ли не лучшим способом подвигнуть людей к принятию любых решений являются материальные стимулы – это вам любой экономист скажет. Вряд ли, правда, эти инициативы станут настоящим стимулом. Например, владельцу десятилетней «Лады»-«шестерки» в Воронежской области сегодня нужно платить 1500 руб. в год, а, скажем, в Иркутской области – и вовсе лишь 375 руб. благодаря понижающему региональному коэффициенту. Повышение налога на несколько сотен рублей вряд ли побудит владельцев старья к покупке нового экологичного автомобиля, тем более в регионах, жители большинства из которых небогаты и где старых машин как раз много.

Впрочем, вполне возможно, что возмущение автовладельцев в очередной раз заставит правительство отступить. Это компании можно заставить платить в бюджет побольше – если будут возмущаться, налоговая им быстро докажет, кто прав. С гражданами такой фокус не проходит – вспомним, как поспешно правительство отказалось от монетизации льгот, от повышения того же транспортного налога в начале этого года. Да и идея заставить владельцев старых машин платить больше, прямо скажем, не нова. Но вся эта история не столько про слабость вертикали власти, сколько про нас самих. Мы, конечно, за экологию – подписываем в интернете открытые письма в защиту Байкала и в блогах выражаем сочувствие защитникам Химкинского леса. Ровно до того момента, как забота об экологии не коснется непосредственно нашего кармана.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать