Статья опубликована в № 2704 от 04.10.2010 под заголовком: Правила игры: Модернизация Москвы

Обаяние картелей

Имя нового мэра Москвы, которого собирается назначить президент, еще неизвестно. Однако многие задачи, стоящие перед ним, не зависят от конкретного имени.

Нужна либерализация рынка земли, однако либерализация более умная, чем та, которая произошла де-факто, в результате экономического краха советской экономики. У нобелевского лауреата Дугласа Норта есть теория, по которой «естественным состоянием» является высшая степень монополизации рынка, а конкурентный рынок – самая искусственная из всех возможных конструкций. Хотя она и обеспечивает самый высокий уровень жизни, ее существование держится только на сознательных усилиях граждан по ее поддержанию. (Точно так же «естественным состоянием» политической системы – тем, что появляется из «хаоса», – является диктатура; демократия – политическая система, обеспечивающая самый высокий уровень жизни, – также, по Норту, является искусственным, требующим постоянной сознательной защиты состоянием.) Москва 1992–2010 гг. – прекрасный пример, case study, подтверждающий теорию Норта. На каждом рынке постепенно сложилась по-настоящему антиконкурентная среда. В выигрыше – те фирмы, которые уже успели войти на рынок, и чиновники, которые защищают эти фирмы от конкуренции в обмен на долю в монопольной прибыли.

От новой городской администрации требуется осознать, что поддержание конкуренции на всех рынках должно быть предметом постоянных забот. В частности, нужно приватизировать несколькими большими кусками земли под парковки. Ничего, если они попадут в руки «инсайдеров». (Впрочем, самый простой аукцион со свободным входом участников заставил бы и инсайдеров заплатить много.) Важно, чтобы они не попали в одни руки, а то всё будет как сейчас – новые парковки будут строиться медленно и дорого, а парковаться будет по-прежнему негде. Естественное состояние – чтобы вся земля в Москве де-факто контролировалась из «единого центра»; москвичам нужно, чтобы этой координации не было.

Монополии, которые нужно разрушить, могут быть локальными – как в подмосковных аэропортах, где стойка такси до последнего времени была только у одной фирмы. Впрочем, вообще нужно привести в порядок рынок услуг такси. Москва отстает не только от всех крупных городов развитых и многих развивающихся стран, но и от некоторых российских городов, которые уже навели порядок в этой сфере. И так далее, рынок за рынком.

Проблема в том, что назначенный мэр будет заинтересован в поддержании монополий больше, чем избранный. Просто потому, что для него важнее жесткость контроля (это проще с монополией), а не низкие цены. А вот москвичей status quo, похоже, не устраивает. Неудивительно, что виртуальное голосование за кандидатуру мэра на сайте «Коммерсанта» принесло победу Алексею Навальному, не известному никакими управленческими достижениями, зато прославившемуся защитой интересов граждан и мелких собственников.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать