Статья опубликована в № 2742 от 26.11.2010 под заголовком: Вещь недели: Ту-204СМ

Заказ несуществующих самолетов позволяет получать льготы на иностранные аэробусы

Наблюдать за развитием нашего авиапрома было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Грандиозный спектакль называется «Возрождение». Спонсор шоу – бюджет. По законам жанра есть злодеи – иностранные авиапроизводители, они заколдовали наших перевозчиков, которые как миленькие покупают заграничные лайнеры, и есть герои – менеджеры Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), призывающие не поддаваться злым чарам, а верить в нашу технику. Для наглядности эта техника возится по международным авиасалонам в виде макетов (в последнее время – загадочный МС-21). К героям относятся и чиновники разных уровней, которые по очереди, нахмурив брови, говорят ключевое слово в спектакле: «Возродить!» Самолеты же прекрасно справляются с ролью декораций. Вот премьер Владимир Путин возле «надежды российского авиапрома» Sukhoi Superjet 100; он же – у «рабочей лошадки» Ан-148; он же разглядывает планеры Ту-204 на Ульяновском авиазаводе. Время от времени декорация становится предметом торга. Очнувшиеся от колдовства российские авиакомпании соглашаются купить отечественные самолеты, правда в обмен на скидки на «иномарки». Подписание контрактов/меморандумов/соглашений – одна из самых зрелищных сцен спектакля. Обычно выбирается красивое место с приличной публикой – например, Ле-Бурже или Фарнборо, на худой конец Жуковский, сгоняются журналисты, приглашаются иностранцы. И вот под синхронный перевод на английский – кульминация! Ставятся подписи на документах, которые ничего не значат. Вот заказала «Трансаэро» десять Ту-214, а получила вдвое меньше: Казанский авиазавод больше выпустить не может. Перевозчик не расстраивается: Ту-214 – это же декорация, за ней отмена 20%-ной пошлины на Boeing 747. Примерно по такой же схеме действует «Аэрофлот», рассказывая о закупках SSJ 100, Ан-148, МС-21. А что герои? Сейчас ОАК строит около десяти лайнеров в год. На старых мощностях едва ли можно будет выпустить больше, новые же не появляются. Поэтому обещание Александра Лебедева купить 44 несуществующих Ту-204СМ (см. статью «Торг за самолет», «Ведомости» от 25.11.2010) доводит ситуацию до театра абсурда. Кстати, СМ означает «самолет модернизированный». А это уже перекликается с другим грандиозным спектаклем – «Модернизация». Спонсор тот же.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать