Мнения
Бесплатный
Алексей Непомнящий
Статья опубликована в № 2802 от 02.03.2011 под заголовком: Цифра недели: 3,2 млн автомобилей

Конец российского автопрома

Почти год назад, когда только стало известно, что Минпромторг и Минэкономразвития готовят изменения в правила промсборки, иностранные автопроизводители были в панике. Мы построили здесь предприятия, а теперь для нас хотят ужесточить режим, говорили их сотрудники в неофициальных беседах. Хотя вообще-то чиновники никого не обманывали: льготы на импорт комплектующих, которые предусматривает режим промсборки, изначально действовали лишь ограниченное время, и никто не обещал, что они будут продлены, – во всяком случае официально. Так что для тех компаний, которые не согласились на новые правила, ничего и не изменилось.

Тем более что паника, как оказалось, была напрасной: в 2010 г. российский рынок начал быстро расти, и иностранцы поверили, что через несколько лет смогут достичь объемов российского производства не менее чем в 300 000 автомобилей в год и обеспечить 60%-ный уровень локализации. Таких оказалось довольно много: заявки подали Renault-Nissan вместе с «АвтоВАЗом» и «Ижавто», Ford вместе с «Соллерсом», Volkswagen вместе с группой ГАЗ и поодиночке – Fiat и General Motors, а их совокупные мощности составят 3,2 млн автомобилей в год, из которых только на первый альянс придется 1,9 млн.

Изменения в режим промсборки не только дали возможность иностранным автопроизводителям продлить льготы, но и произвели еще один важный эффект – способствовали консолидации рынка через образование альянсов, которые без этого вряд ли когда-нибудь были бы созданы. Ведь и GM, и Fiat ведут переговоры с партнерами: союзником первого мог бы стать «Автотор» и тот же ГАЗ, второго – «Тагаз». А таким образом решаются две задачи. Во-первых, у всех крупных российских производителей появляются партнеры, без которых их будущее было бы сомнительно и которые помогут загрузить их неиспользуемые мощности. А во-вторых, иностранцы фактически избавляются от необходимости вкладывать сотни миллионов долларов каждый в строительство новых мощностей, которые тоже имели бы хороший шанс остаться незагруженными, что привело бы к убыткам – как это происходит в Европе и США. Правда, таким образом в России фактически исчезает исконно российский автопром – но кто по нем заплачет?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать