Почему Медведев и Путин дают деньги на авиапром?

В общем-то я понимаю президента Дмитрия Медведева. Государство не первый год вбухивает миллиарды в наше гражданское авиастроение. А на выходе - ничего. И дело не в том, что за прошлый год построено всего семь пассажирских самолетов, а в том, что среди этих семи был один-единственный – для президентского авиаотряда.

Не отслужив и года, Ту-214 опять вернулся на Казанский авиазавод – на ремонт. А если быть точнее, на переделку. Говорят, его практически полностью разобрали. Из известных проблем – застревающая стойка шасси; салон, который вибрировал и скрипел во время полета, неработающая кнопка вызова, перебои с интернетом... И это (подчеркиваю двумя чертами!) - самолет с функциями пункта управления. То есть самый что ни на есть важный борт в стране.

Когда Медведев стал говорить на заседании Совбеза об отечественном гражданском авиастроении, у меня сложилось впечатление, что он переживает за эту отрасль не как президент – некое формальное лицо, а как пассажир наших «тушек» и «илов». И тут уже не до красивых лозунгов. Говорят, что бывшего президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексея Федорова Медведев уволил вовсе не потому, что тот плохо внедряет инновации, а потому, что у президентского Ту-134 во время осмотра отвалилась часть потолка. Не думаю, что данный инцидент стал причиной увольнения, но он мог стать последней каплей: у каждого из нас есть инстинкт самосохранения.

Кстати, премьер Владимир Путин тоже не раз искренне и даже отчаянно ругал менеджмент ОАК. Грозил не давать денег, требовал отказываться от убыточных проектов... Ему тоже пришлось натерпеться: в 2005 г. у президентского Ил-96 забарахлили тормоза. Да так забарахлили, что пришлось на полтора месяца вывести этот лайнер из эксплуатации.

Но как бы ни хмурили брови руководители нашей страны, как бы ни пугали урезанием бюджетов – им от наших самолетов все равно никуда не деться. Они уже давно пересели на надежные и комфортные «Мерседесы» (поэтому и смотрят на наш автопром сквозь пальцы, устраивая иногда шоу лицемерия – «Моя машина от АвтоВАЗа»), летать же обязаны исключительно на российских самолетах, что связано с вопросами государственной безопасности. Самолет – сложный механизм, можно столько «жучков» и всякой другой техники напичкать в процессе строительства...

Вот и получается, что высокие чиновники – чуть ли не единственные (подавляющее большинство авиакомпаний закупают «иномарки») и уж точно самые богатые клиенты российского авиапрома. И отношения к себе они требуют соответствующего. Но на старых мощностях наших авиазаводов хотя и делается штучный товар, происходит это не в силу исключительности, а от безысходности. И имя ему «Ёксклюзив».

P.S. Специальный авиаотряд уже купил для коротких перелетов бизнес-джет Falcon.