Для автопроизводителей Россия — самая дорогая страна в мире

В сегодняшнем информационном потоке любое сообщение про реальные инвестиции в экономику России становится бальзамом для неравнодушных граждан, продолжающих надеяться на лучшее, но измученных бесконечным потоком новостей о коррупционных скандалах, судебном, избирательном, милицейском беспределе... Объявление компании Nokian Tyres о решении потратить еще 240 млн евро на строительство второго завода в России стало, бесспорно, одной из наиболее отрадных новостей на этой неделе. После того как в 2014 г. второй завод Nokian Tyres в Ленинградской области выйдет на полную мощность, финская компания будет выпускать в России 16–17 млн шин в год – 80% от своего совокупного производства.

Мы уже почти смирились с тем, что Россия с ее неразвитой инфраструктурой, безумными административными издержками и отсутствием у предпринимателей желания играть вдлинную – страшно дорогое место для производства высокотехнологичной продукции. Для Volkswagen Group, например, индекс закупочных цен в нашей стране составляет 105%, в Германии – 100%, в Китае – 92% (почасовая зарплата – $3,6, $54,4 и $1,6 соответственно). Пример Nokian Tyres доказывает, что производство высококачественного конечного продукта, конкурентоспособного на мировом уровне, в России все-таки возможно: уже сегодня шины Nokian экспортируются из России в 35 стран.

Конечно, в пользу Nokian Tyres играет то, что автомобильные покрышки – продукт хоть и высокотехнологичный, но гораздо менее комплексный, чем тот же автомобиль. Современная машина на 70% состоит из «чужих» компонентов. И практически ничего из этого – даже сырье – в надлежащем качестве не производится в России. Это значит, что компании Magna для того, чтобы сделать бамперы для российских Peugeot или Skoda, надо сначала импортировать базовые пластики, а компании «Gestamp-Северсталь» – проделать тот же фокус с металлом, который затем станет кузовными панелями для Volkswagen. Что, естественно, удорожает продукт. Nokian Tyres завязана на гораздо меньшее количество партнеров (финская компания для производства в России использует и российские, и импортные комплектующие, но какие и в какой пропорции – не раскрывает). Тем не менее вера Nokian Tyres в нашу страну заслуживает только одобрения. Остается лишь пожелать, чтобы вслед за крупнейшими заводами компания создала в России и центр новых разработок – чего пока Nokian делать не собирается.