Статья опубликована в № 2892 от 12.07.2011 под заголовком: Макровзгляд: На очереди Италия

Евгений Васильчук: На очереди Италия

В европейской долговой драме наступил завершающий акт. На кредиторский эшафот после Греции, Ирландии, Португалии и Испании взошла Италия, страна – участник «семерки», одна из основательниц Евросоюза и символ евроинтеграции. Итальянский финансовый регулятор приказал прекратить операции по коротким контрактам после рекордного падения национального фондового индекса и взлета доходностей итальянских облигаций. В самом по себе действии итальянских властей ничего чрезвычайного нет. Операции шортистов, т. е. игроков, получающих прибыль на дневном падении стоимости рыночного актива (в данном случае облигаций должников), давно уже вызывали раздражение не только у регуляторов, но и у респектабельных брокерских контор, предоставлявших им этот актив взаймы. Европейские законодатели приняли решение ограничить подобные операции и операции с кредитно-дефолтными свопами еще 5 июля, но в отсутствие директивного наднационального регулятора финансовых рынков дело ограничилось лишь рекомендациями национальным властям. Итальянцы оказались первыми: в случае с Италией на этот раз границы допустимой маржи доходности сверх «нормальной рыночной» оказались превышены из-за огромного массива задолженности: государственный долг Италии в 2010 г. достиг 1,84 трлн евро, или 119,0% ВВП.

Итальянские проблемы до недавнего времени скрадывались сравнительно небольшим дефицитом бюджета – 5,4% в 2009 г. и 4,6% в 2010 г., а также тем, что Италия показала в 2010 г. экономический рост в 1,3%. Это немного, особенно если сравнивать с 3,5% в Германии, но столько же, сколько у Великобритании и Франции. В других проблемных странах, кроме Португалии, был зафиксирован спад.

Однако гигантская величина долга делает его весьма уязвимым к колебаниям процентных ставок и стоимости обслуживания. Еще в конце 2010 г. объем итальянских выплат кредиторам (включая выплаты по долгам частных банков) на 2011 г. оценивался в $300 млрд, сейчас эта цифра возросла вдвое до – $600 млрд. К тому же темпы роста экономики Италии снижаются: прогноз на 2011 г. составляет всего 1%: с учетом текущих тенденций макроэкономических показателей эта величина в лучшем случае достигнет 0,5%.

Отметим, что Италия в наибольшей степени пострадала от прекращения поставок нефти из Ливии. На легкой ливийской нефти работало свыше 30% итальянской нефтепереработки; в целом зависимость Италии от поставок ливийской нефти составляла 20%. Кстати, выигравшим в этом случае оказался Казахстан: около 80% его контрактов западного направления по нефти приходится на Италию.

Но корень проблемы, конечно же, не в самих операциях на рынке. Брокеры и другие посредники всего лишь используют современные технологии торговли, неповоротливость, а в случае с зоной евро, как уже говорилось, отсутствие единого директивного надзорного органа и разногласия европейских политиков и финансистов по поводу способов решения фундаментальных долговых проблем континента. Плохих долгов слишком много, и не только у правительств – у банков Испании и Италии их еще больше. Прощать долги – поощрять расточительность, платить по долгам на кабальных условиях – значит временно потерять экономический и отчасти политический суверенитет, вплотную подойти к ситуации европейских локальных конфликтов.

Извне кредиторов ждать неоткуда, а помощь придет также вместе с потерей суверенитета, т. е. с угрозой уже глобального конфликта, передела рынков. Экономики США и Китая также тормозят, и эти центры мировой экономики имеют собственные долговые проблемы, по объему и масштабу возможных разрушительных последствий мало чем уступающие европейским, а то и превосходящие их. Экономика США во II квартале 2011 г. после данных об увеличении безработицы и снижения потребительского спроса рискует оказаться в состоянии стагфляции – при том что ни администрация, ни конгресс пока не сдвинулись с мертвой точки в процессе решения проблемы повышения потолка государственного долга. Печальная реальность такова, что из технического дефолта 2 августа (а предупреждение формально объявлено и действует) США смогут извлечь немало и тактических, и стратегических выгод, обесценив свой долг и ослабив конкурентов.

Европейские проблемы вместо европейцев не решит никто. Их решение в рамках ныне действующих правовых, организационных и финансовых механизмов невозможно. Европейская интеграция задумывалась как ускорение развития за счет снижения трансграничных издержек. На этапе экономического подъема волна действительно поднимала все лодки. Но в жестокий шторм разнокалиберная европейская флотилия бросилась врассыпную. Европейская бюрократия пытается сохранить союз единственным доступным ей способом: превратив еврозону в благотворительную организацию за счет перераспределения средств налогоплательщиков эффективных стран в пользу налогоплательщиков стран, не выдерживающих конкуренции.

Сделать это в рамках единой валюты можно только с применением силы. Цивилизованным вариантом будет введение странами-должниками национальных валют и естественная девальвация национальных активов. Это даст возможность перейти к конкурентоспособным издержкам и росту производства и экспорта, т. е. решить долговую проблему естественным рыночным путем, за счет конкуренции и развития, а не принуждения и застоя.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать