Максим Трудолюбов: Не столкновение цивилизаций

Норвежского безумца, взорвавшего бомбу в центре Осло и расстрелявшего юных сограждан в летнем лагере, трудно было бы остановить на въезде в страну. Он родился в Норвегии и был одним из тех, кого полиция должна была бы защищать от террористов. Все последние годы системы безопасности и работа спецслужб в развитом мире выстраивались так, чтобы преследовать опасных чужаков. От своих, местных, взрывов ненависти, переходящей в стрельбу, никто не ждал – тем более в Норвегии, которая нам со стороны кажется благополучным сонным царством.

Норвежская трагедия теперь неизбежно будет восприниматься в ряду самых жестоких терактов, определивших начало нового века: 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, 1 сентября 2004 г. в Беслане, 7 июля 2005 г. в Лондоне... Трудно отмахнуться от мысли, что на смену веку идеологий, фашистских и коммунистических диктатур пришел век национализма и псевдорелигиозного безумия. Трудно отказаться от соблазна прочитать в происходящем некоторую последовательность. Вот были взрывы и убийства, учиненные в гостеприимных странах фундаменталистами из «чужих» культур. А теперь представитель «нашей» или «местной» культуры ответил на вызов. Эта мысль первой приходит в голову – она очень простая и почти неизбежная. И неизбежно такое восприятие событий – чужие пришли, свои ответили – будет закреплять в сознании идею схватки двух непримиримых сил.

Лучшее, что мы можем сделать, мне кажется, это осознать, что больших и непримиримых сил, кем-то направляемых «армий», которые сходятся для сражения на некоем поле битвы, в действительности не существует. Сражения нет, есть одиночки, малые группы отчаянных экстремистов, которые никого на самом деле не представляют, кроме самих себя. Планы освобождения Европы от приезжих, составленные Андерсом Брейвиком, будут теперь внимательно изучать, они могут даже привлечь внимание таких же безумцев. Но Брейвик, судя по всему одинокий подпольщик, не мог бы предложить миру ничего нового. Похожим террористом-одиночкой был Унабомбер, сошедший с ума американский профессор, рассылавший бомбы по почте. Причины их действий не в самих идеях, хотя их и можно найти в текстах, оставленных ими. Настоящие причины – внутренние, их следует искать в медицинских картах. То же касается убитого в этом году Усамы бен Ладена. Можно пытаться искать причины его ненависти к Западу в религии и культуре, но они, вероятнее всего, так и остались погребены на дне моря.

Одиночки, забравшиеся от мира в подполье и бесконечно перебирающие в сознании какую-то запавшую в душу идею, могут быть по-настоящему опасны, но это одиночки, а не армии. Мы знаем это на опыте собственной истории. Группа радикально настроенных подпольщиков в 1917 г. изменила историю, потому что их слишком испугались. От нашего отношения к событиям многое зависит. Трезво глядя на вещи, мы еще можем предотвратить наступление «века национализма».