Нефть играет против России

Паника на мировых рынках, продолжавшаяся два дня, чуть-чуть приостановилась с открытием американских площадок. Тем не менее инвесторы пребывали в растерянности, которую вряд ли смогло серьезно снизить какое бы то ни было заявление ФРС США, ожидавшееся вчера поздно вечером по московскому времени. Российский рынок падал едва ли не сильнее прочих – на ожиданиях дальнейшего снижения цены на нефть и в результате ухода инвесторов в более надежные активы, которыми остаются прежде всего золото, а также валюта и ценные бумаги надежных эмитентов, к которым, между прочим, по-прежнему относятся и казначейские обязательства США.

Цена на золото как защитный актив подскочила за полтора торговых дня более чем на $100. Наоборот, сентябрьский фьючерс на нефть Brent падал на 4,8% до $98,74, к вечеру поднявшись до $101. Американская WTI, снижавшаяся до $75,71, подросла до $80. ОПЕК заявила вчера, что снизила прогноз спроса на нефть в 2011–2012 гг. на 150 000 баррелей в сутки.

Цена на нефть по-прежнему один из главных факторов в российской экономике. Аналитики Citi писали вчера, что по сравнению с кризисным 2008 годом эта зависимость выросла: в 2008 г. бюджет балансировался при цене около $60 за баррель, теперь – около $120. Новый стресс-уровень для бюджета Citi оценивает в $80, в 2008 г. было $50. «Ренессанс капитал» посчитал, что цены на нефть объясняют около одной трети изменений в объеме ВВП России. В результате снижения цены на нефть на $15 за баррель рост ВВП замедлится на 1,2%.

Будет ли нефть дешеветь дальше? Сырье часто служит кризисной альтернативой ценным бумагам. Но сейчас дорожает только золото, которое, в сущности, и не сырье, а деньги. Нефть дешевела из-за совпадения макроэкономического шока, вызванного американским техническим дефолтом и снижением рейтинга, с плохими отраслевыми показателями (спрос, запасы). Инвесторы ожидают охлаждения экономики в Китае и рецессии в США, которые являются одним из главных потребителей нефти. С другой стороны, инвесторы надеются и на новую волну «количественного смягчения» в Америке и действия ЕС по спасению Италии и Испании – эти вливания денег способны подстегнуть инфляцию и, соответственно, повысить цену на нефть.

Для нефтезависимой России ситуация стала не то чтобы опасной, но гораздо более рискованной.

Предвыборный бюджет, полный социальных расходов, и рубль могут пострадать. Резкое ухудшение мировой макроэкономической ситуации – очередной повод вспомнить о трагикомической истории попыток реструктуризации российской экономики и ухода от нефтяной зависимости (см. также колонку «Цифра недели» на этой странице).

Впрочем, российские власти не первый раз играют в эту игру. Мировой кризис 2007–2008 гг. сказался на российской экономике не сразу, а с лагом 6–9 месяцев. В 2007-м предвыборный рост расходов в бюджете составлял около 40%, но времени у властей вполне хватило, чтобы провести контролируемые выборы Думы и президента. Проблемы начались ближе к осени 2008-го.

Минфин, судя по последним действиям, планомерно готовится к предвыборным расходам. Так что до выборов денег хватит, а после них старый или новый «либеральный премьер» получит хороший повод расходы урезать.

Проблемы у властей будут, если случится совсем уж катастрофа с падением цены на нефть до $50–60 за баррель. Тогда возможно что-то вроде Белоруссии в июне. Но катастрофический сценарий малореален. Вероятный рост инфляции и продолжающийся политический кризис на Ближнем Востоке должны сдержать падение.

Золото и нефть по-разному себя ведут в эпоху кризисов, пишет FT. Порой их цена меняется в одну сторону, порой разнонаправленно. Российские власти должно настораживать то, что во время предыдущих выборов, с 2006-го до середины 2008 г., золото и нефть росли вместе. Нынешний «развод» означает, что в американскую рецессию (и общемировое падение экономической активности) инвесторы верят больше, чем в рост инфляции.