Вещь недели: Як-42Д

Седьмого сентября в России произошла авиакатастрофа. При вылете из ярославского аэропорта разбился Як-42Д авиакомпании «Як-сервис» с 45 пассажирами на борту; выжило лишь двое. В список трагедий с самолетами добавилась еще одна. В июне под Петрозаводском потерпел крушение Ту-134, в июле – близ Нижневартовска Ан-24; и это не считая вертолетов и военных самолетов. Реакция чиновников уже отработанная – в пустоту погрозить кулаком, взять под контроль, распорядиться о компенсациях родственникам погибших, запретить эксплуатацию «плохой» техники, забыть.

В истории с Як-42Д крайнего почти нашли: вовсю идут проверки «Як-сервисa»; сертификат эксплуатанта у него скоро отберут. Летать на данном типе самолета наверняка запретят. Это стандартная мера, принимая которую чиновники не учитывают качество техники и ее состояние. Но стандартных мер может оказаться недостаточно: в разбившемся Як-42Д находился основной состав «Локомотива», одной из лучших хоккейных команд России. Спортсмены собирались в Минск на матч с местным «Динамо» в рамках первенства Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Владеет «Локомотивом» госмонополия РЖД, спонсором КХЛ является другая госмонополия – «Газпром». Лига поддерживается премьером Владимиром Путиным. Трагедия принесла не только человеческое горе, но и, считай, ущерб имиджу государства. В facebook.com телеканал «Дождь» задал вопрос: «Должен ли министр транспорта Игорь Левитин уйти в отставку после катастрофы Як-42 под Ярославлем?» «Должен был уйти еще после крушения «Булгарии», – самый популярный ответ. На sports.ru комментатор Василий Уткин тоже предложил высказаться на тему министра транспорта: «Вот он кто – профи, который не успевает со всем справиться, он жулик, который наплевал на нас с высокой колокольни?» Пост набрал более 230 комментариев. А президент России Дмитрий Медведев впервые резко отозвался про наш авиапром: «Если свои не способны раскрутиться, нужно покупать технику за рубежом; ценность человеческой жизни должна быть выше, чем поддержка отечественного производителя» (см. статью на стр. 07). Как ни трагично событие, гибель хоккеистов «Локомотива» может ускорить разрешение давно назревших проблем в транспортной отрасли – от кадровой встряски до корректировки производственных программ. А перевозить хоккейные команды готов «Аэрофлот», о чем он сообщил в письме Медведеву.