Татьяна Воронова: Сбербанк

Летом 2006 г. президент Сбербанка Андрей Казьмин докладывал президенту Владимиру Путину, что его банк обогнал по размеру капитала немецкий Commerzbank. С тех пор многое изменилось, в том числе руководство Сбербанка, но не стремление «догнать и перегнать». В России нет госбанка, руководитель которого не мечтал бы о бренде мирового уровня.

И здесь европейский долговой кризис может сыграть им на руку – банки Евросоюза вынуждены списывать суверенные долги, которые некогда считались консервативными и надежными вложениями. А это прямые потери капитала. Сколько еще таких долгов им придется списать, покажет время. А оно пока работает не в пользу европейских банков.

На этой неделе Сбербанк стал третьим по капитализации банком в Европе: госбанк стоил $60 млрд, опередив почти всех континентальных грандов: BNP Paribas, UBS, Deutsche Bank, Barclays и Royal Bank of Scotland. Впереди только британский HSBC ($123,6 млрд) и испанский Banco Santander ($68,2 млрд). Примечательно, что ни один из лидеров в России полноценно не прижился – в кризис этот рынок они не потянули. А Сбербанк – ничего, тянет.

И даже пробует выводить бизнес на европейский рынок. Периодически местные газеты пестрят новостями о том, что «русский гигант» смотрит то один польский банк, то другой. И некоторые ждут, что русские сейчас начнут скупать европейские активы наряду с китайцами.

Еще бы! Если верить европейским банкирам, впереди у нас грандиозный шопинг. На этом фоне цель Сбербанка – до 2014 г. войти в десятку самых дорогих публичных банков мира – не выглядит такой уж недостижимой. Последний публичный заем Сбербанка показал, что он способен занимать, даже когда рынки практически никому не дают денег.

Мало кто поспорит, что госбанки отлично работают, что называется, «на выход». Вот только дома у них трудностей гораздо больше, потому как рынок сложный, конкурентный. Не зря же иностранцы предпочитают поберечь силы и уходят. Помимо недостатка ликвидности и снижения маржи крупным банкам постоянно приходится доказывать, что они стоят к клиенту лицом, ибо слишком долго стояли другой стороной. Не хотелось бы, чтобы, взяв в пример международную активность крупнейших финансовых институтов, для меня как розничного клиента Сбербанк стал синонимом качества какого-нибудь захудалого финансового супермаркета наподобие Citi. Будет обидно.