От редакции: Отказ от политики

Отказ от строительства партий двух главных условно либеральных тяжеловесов – Алексея Кудрина и Михаила Прохорова – означает отказ от публичной политики в действующем путинско-византийском формате.

Разговоры о вероятном создании отдельных партий или совместной партии Кудрина и Прохорова шли всю зиму. Отставной министр финансов и олигарх – кандидат в президенты поддержали протестное движение за честные выборы и выглядели в нем, при всех подозрениях в засланности, значительными и многообещающими фигурами. После президентских выборов Прохоров объявил о начале строительства партии «нового типа», его штаб уже получил десятки тысяч заявок от желающих в нее вступить. И вот на этой неделе предприниматель объявил, что спешить с созданием партии не будет, так как это непростой процесс, политреформа не дала нужных результатов и вообще, может быть, лучше создать не партию, а движение.

Кудрин после президентских выборов создал структуру с неопределенным статусом под названием Комитет гражданских инициатив – неформальное объединение экспертов, неформально же претендующее на статус теневого правительства. Партией комитет становиться не планирует, сам же Кудрин поддерживает контакты с Владимиром Путиным.

На первый взгляд у Кудрина и Прохорова разные условия. Кудрин – отличный бюрократ, но неопытный публичный политик, к тому же правый либерал, а в России на выборах побеждают левые популисты. Вероятная партия Прохорова из всех новых партий имела самый большой потенциал – и по финансовым ресурсам, и по электоральной поддержке (Прохоров как право-левый популист стал третьим на президентских выборах).

Объединяет же их то, что оба остаются внутри системы. Какими бы ни были объективные сложности партстроительства, это все равно вопрос стратегии и ресурса, а запрос на праволиберальную партию в стране есть. Но очевидны и субъективные сложности: у Кудрина и Прохорова есть кроме партийных другие конкретные цели и интересы, которым четкая партийная окраска может помешать. Самые прекрасные политические и экономические вопросы в нынешнем варианте российской политики можно решать только кулуарно, в ручном порядке, через нужных людей. В итоге главные правые либералы относятся к партиям точно так же, как Путин, считающий, что негоже президенту возглавлять «Единую Россию».