От редакции: Непрямые губернаторы

Окончательный вариант проведения губернаторских выборов, принятый на днях Госдумой, превращает прямые выборы глав регионов в многоступенчатую процедуру с неравными возможностями для участников. Кремль и депутаты усложнили процесс фильтрами и препятствиями. В частности, закон передает региональным заксобраниям решение вопроса о доступе самовыдвиженцев к выборам. Претенденты на пост столичного мэра должны заручиться голосами депутатов не менее чем трех четвертей муниципальных собраний. Кроме того, власти Москвы и Петербурга вправе «устанавливать дополнительные требования к поддержке кандидата» на местном уровне. Какими они могут быть, остается только догадываться. А допущенные к выборам самовыдвиженцы должны собирать подписи не только депутатов, но и жителей региона.

Избранные по новому закону главы регионов могут оказаться в двусмысленной ситуации. Два источника легитимности: предварительное одобрение кандидатуры в Москве и мандат доверия граждан в законе уравновешены многочисленными рычагами давления на губернатора. Кроме привычного увольнения из-за «утраты доверия» новый порядок предусматривает иные механизмы отрешения от должности. Интересная новелла – право граждан отозвать главу региона. Казалось бы, шаг к прямой демократии. Однако для отзыва необходимо, чтобы суд подтвердил грубые нарушения закона со стороны губернатора. Затем активным гражданам придется собрать подписи четверти зарегистрированных избирателей и получить одобрение местного избиркома и законодательного собрания, наконец, провести референдум о недоверии. По мнению экспертов, процедура отзыва трудновыполнима для жителей. Зато она позволит замаскировать применение административного ресурса для отрешения неугодного губернатора. Кроме того, главу региона уволят, если в течение месяца он не исполнит решение Конституционного суда об отмене признанного противоречащим Основному закону нормативного акта.

Еще одна проблема, порожденная прежней системой назначения, – недостаточная управленческая компетентность губернаторов, слабое знание проблем регионов. За последние годы в регионы спускалось все больше и больше «внешних» губернаторов.

В 2005–2007 гг. варягов было всего шесть, в 2007 – середине 2009 г. – 13. С тех пор, если учесть последние назначения, регионы получили еще 23 пришлых губернатора. Таковы итоги исследования «Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник» (М., Росспэн, 2010). Эти управленцы приводили с собой команды из столицы, из своего города или своей корпорации. В случае отставки варяга (нередко скоротечной) его клиентела покидала регион. «Формируется слой политических кондотьеров – высокопоставленных чиновников в ранге вице-губернатора, переезжающих из региона в регион», – пишут авторы. Нынешняя версия закона о выборах позволит назначать на высшие посты молодых (с 30 лет) временщиков, чья карьера зависит не от роста благосостояния жителей, а от результатов голосования. Большие, чем до 2005 г., возможности центра снимать избранных губернаторов консервируют ситуацию, при которой лояльность Москве может оказаться важнее улучшения жизни жителей.

Непредсказуемость кадровой политики Кремля, вероятность отставки породили и другую проблему: незаинтересованность губернаторов в постановке и решении стратегических задач. Исследование ГУ-ВШЭ «Дилеммы губернатора: экономические и социальные компромиссы в ходе перераспределительной политики», основанное на 60 глубинных интервью бизнесменов и чиновников Пермского и Красноярского края, Воронежской и Кировской областей, показало: региональные власти понимают, что реформирование институтов может принести пользу в перспективе. Но такие реформы не подойдут для красивого отчета перед Москвой. Поэтому даже местные губернаторы чаще продвигают проекты с сиюминутной политической и экономической выгодой.