Статья опубликована в № 3102 от 16.05.2012 под заголовком: Цифра недели: $104,2 млрд

Анастасия Голицына: Народное IPO Facebook

Ажиотаж вокруг IPO Facebook похож на массовое помешательство: акции социальной сети хотят купить не только крупные профессиональные инвесторы, но и студенты, школьники и их родители. «Студенты используют Facebook каждый день. Многие считают, что акции наверняка подорожают» – такова логика спроса на бумаги соцсети, по словам сотрудника калифорнийского колледжа. Сооснователь Apple Стив Возняк вообще заявил, что купит акции Facebook в любом случае – все равно, по какой цене.

Спрос на акции Facebook даже по верхней границе ценового диапазона в 5 раз превышал предложение. На этой волне компания решила повысить ценовой диапазон IPO с прежних $28–35 за бумагу до $34–38. Оценка соцсети вырастает с недавних $77–96 млрд до $93–104,2 млрд, преодолевая психологический барьер в $100 млрд.

Получается, что во время IPO Facebook может быть оценена в 25–28 показателей ее выручки за 2011 г. В 2004 г. Google в ходе размещения была оценена в 15,6 показателя выручки. С тех пор капитализация Google увеличилась в 8,6 раза почти до $200 млрд, а годовая выручка – в 25,8 раза до $37,9 млрд. То есть при выручке, меньшей в 10 раз, Facebook стоит всего вдвое дешевле. Очевидно, это плата за надежду на то, что Facebook – будущая Google и ее капитализация тоже вырастет в разы. Такое уже было: когда в 2009 г. Алишер Усманов и Юрий Мильнер оценили Facebook в $6,5–10 млрд, мировая общественность дружно крутила пальцем у виска, давая понять, что только российские бизнесмены способны платить по таким безумным расценкам. «Сегодня эти инвестиции показали высочайшую эффективность, и мы ими довольны», – радовался недавно Усманов.

Конечно, всех интересует, что будет с бумагами Facebook после размещения и не закончится ли крахом это «народное IPO». Из тех IPO, что состоялись в прошлом году, только социальная сеть LinkedIn показала существенный рост. Бумаги Groupon, Zynga и «Яндекса» до сих пор торгуются ниже цены размещения. Темпы роста выручки Facebook уже снижаются. Недавно компания предупредила инвесторов, что так и не научилась монетизировать свою мобильную аудиторию – хотя уже больше половины пользователей соцсети общаются в ней через телефоны и планшеты; инвесторы, вероятно, надеются, что все-таки научится. А возможно, Facebook сейчас просто единственная свежая идея, у которой видны хоть какие-то перспективы роста на фоне общего негатива на рынках. Остается надеяться, что сама Facebook оправдает надежды школьников и студентов и не спровоцирует падением своих акций общий обвал рынков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать